Политики в соцсетях: Порошенко обходит по популярности Яценюка и Авакова [ Редагувати ]
Это раньше люди о своих проблемах депутатам письма писали. Сейчас - даже те кто в возрасте - научились социальными сетями пользоваться.
На Западе это привычное дело - написать премьеру или президента в Фейсбуке - а у нас пока в новинку. И вот на этой неделе в парламенте произошла утечка - депутаты опубликовали вот это письмо. Блок Петра Порошенко обратился ко всем своим депутатам и областным ораганизациям. Все - во всемирную паутину. Чтобы общаться с избирателями в интернете. получится ли? О политиках в социальной сети - Оксана Кундиренко.
Короткий звук - и рука уже непроизвольно тянется к телефону. Вдруг что-то важное? Прочитав одно сообщение, от экрана оторваться сложно. В соцсетях бесконечный поток информации, которую хочется прокомментировать, обсудить, поделиться. Тут целый мир, где простой человек на равных общается с известными личностями.
Получить ответ на вопрос от президента, депутата, министра иностранных или внутренних дел - фантастика, которая за последний год стала в Украине делом обыденным. Если раньше в соцсетях делились личным и кроме друзей это мало кого интересовало, то сейчас что не напишешь - выносят в заголовки. С сообщений Мустафы Найема в Фейсбуке, по сути, начался Евромайдан. Десятки постов ежедневно, отдельный блог для фотографий, публичные дискуссии в интернете.
"Если по телевизору это кто-то увидел… Вот он увидел и лег спать. Или просто увидел, или там услышал что-то и завтра только донесет. В интернете эта информация передается колоссальными темпами. Очень быстро. Распространение сигнала идет намного быстрее, чем по телевидению и другим традиционным медиа", - говорит Мустафа Найем, депутат Верховной рады.
Фейсбук-аккаунты завели первые лица государства. В рейтинге популярности политиков в соцсетях - первый - президент. Петр Порошенко пишет и о работе и о семье. Его страничку читают почти 350 тысяч человек. Далее - среди самых читаемых - премьер, министр внутренних дел, комбаты и волонтеры. В отличие от официальных сообщений, в этих постах - и личный взгляд и личные эмоции.
"Очевидно, что нужна харизма, которая, в общем-то, и влечет за собой индивидуальность в прямом смысле этого слова. Нужна эксклюзивность информации. Как и в любом информагентстве важно, кто сообщил первым", - говорит Эллина Шнурко-Табакова, аналитик интернет-ассоциации Украины.
И если в Украине политики освоили "Фейсбук", то на Западе самый популярный и самый быстрый - Твиттер. Твитит сама британская королева! Премьер Дэвид Кэмерон не представляет жизни без смартфона.
"Смешно сказать - я слежу за своей страничкой. Потому что хочу знать - что думают люди о моей политике, о нашей партии", - откровенничает Девид Кэмэрон.
Следит, потому что сам не пишет - в этом главное отличие западных политиков от отечественных. За мировых лидеров сухие строки сочиняют пресс-секретари, утверждают каждую букву, редко отвечают читателям. Даже "король инсайда" - глава немецкого МИД - передоверяет помощникам.
"Я думаю, что у господина Штайнмайера слишком много работы и дел, чтобы самому постить. Также, как и у канцлера Меркель. У нее тоже есть страница в социальных сетях, но, конечно, сама она, лично, там не активна. И избиратели об этом знают, политики заняты другими вещами", - говорит Мартин Эммер директор института коммуникационных исследований Свободного университета Берлина.
Чем заняты украинские политики - вопрос философский. Но многие ведут интернет-аккаунты самостоятельно, делают ошибки, не боятся показаться глупыми или эмоциональными. Не боятся критики.
"У украинских политиков очень интересный стиль в Фейсбуке. Посты очень личные, иногда даже слова неправильно пишут. Постоянно вступают в дискуссии в комментариях - для Британии это очень редкое явление. При этом украинцы выглядят искренними - наверное поэтому и "лайков" столько", - говорит Джеймс Деннис, аналитик социальных медиа.
А вот что украинские политики еще не освоили - так это модное слово "селфи". В Британии, например, лейбористы вовсю "щелкаются" на мобильные вместе с избирателями. Мол, смотрите, как мы к народу близки. Хиллари Клинтон так вообще объявила, что вся ее кампания будет проходить в интернете.
"Я готовлюсь к чему-то важному в этом году. Я иду в президенты! Каждый день американцам нужен чемпион и я хочу быть этим чемпионом", - сказала Клинтон.
Политики уходят из реального мира в виртуальный - непроста. В онлайне легко выглядеть "своим в доску". Легко доносить мысли до журналистов. Которые - правду говоря - обленились и вместо эксклюзивных источников - черпают информацию из электронных ресурсов.
"Сейчас сообщения в Твиттере доходят быстрее, чем официальные мейлы с пресс-релизами. Помню, как в старые-добрые времена все было на бумаге. Журналистам приходилось сидеть в пресс-центре и ждать, когда распространят то или иное заявление", - говорит Бент Юнг, журналист из Швеции.
Так что Украина - где депутатов теперь настоятельно просят уйти в соцсети и "лайкать" друг друга что называется "в тренде". А народные избранники, по слухам, и сами не против. Ведь теперь есть оправдание, почему сидя в сессионном зале, они "копаются" в айпеде или телефоне. Мол, это мы не личные дела решаем - а работаем. С избирателями общаемся.