Закон о спецконфискации вызовет волну рейдерства в Украине [ Редагувати ]
Пока же о депутатской арифметике - два в бюджете, три в уме. В Парламенте начались первые дрязги. Депутаты, наконец, увидели бюджет-2017 и тут же разделились на два лагеря. Поддерживающих и жаждущих переписать основные цифры. Последних больше. Аппетиты непомерные. Нардеп Пинзеник насчитал, например, хотелок на 410 миллиардов гривен. Это больше половины сметы страны.
Кстати, сам бюджет - не единственный документ раздора. "Народный фронт" продолжает с завидным упрямством проталкивать проект закона о спецконфискации. В очередной раз, с тем же упрямством, игнорируя замечания к нужному закону со стороны коллег по парламенту и европейцев. Методы убеждения используют старые - чуть что идет не так - угрожай развалом коалиции.
О политическом шантаже, старте бюджетного марафона и рестарте спецконфискации - Екатерина Лысенко.
О, что обычно удавалось только к концу декабря, в этом году правительство сделало в отведенный законом срок. Проект госбюджета вовремя попал из правительственных кабинетов в парламент и не был, как раньше, сразу же отозван "для доработки". У каждого депутата на руках толстые папки с расчетами, а в глазах азарт - ведь всю осень можно госрасходы делить.
"Возможно, впервые в истории, когда бюджет был представлен в парламенте в сентябре, и те популисты, которые хотели сыграть на бюджетной теме, заработать очки, показать, что правительство не успевает - у них просто забрали козыри, чтобы на этом пиариться", - говорит Анна Гопко, народный депутат, внефракционный.
"Мы с вами реалисты. Мы понимаем, что осень - это горячая пора не только для наших аграриев, но и горячая пора для наших депутатов, которые начинают в бюджетном процессе искать свой личный интерес", - говорит Андрей Артеменко, народный депутат, Радикальная партия Олега Ляшко.
И снова чуть ли не впервые Кабмин обещает открытое обсуждение. Не в кулуарах, не в закрытых кабинетах, а в зале парламента, на комитетах и в телеэфирах. Чтобы страна понимала, почему доходы с расходами сверстаны именно так. В повестке дня парламента даже целый час выделили для бюджетных дебатов. И хотя депутаты собрались, как всегда, не в полном составе, министры пришли - почти все.
"Мы бы очень хотели, чтобы мы в стенах парламента провели качественную дискуссию о том, какая будет окончательная редакция этого бюджета", - говорит Владимир Гройсман, премьер-министр Украины.
"Четко определены 10 сфер, которые получат приоритетную внимание и финансирование. Это обороноспособность, дипломатия, социальные стандарты, образование, здравоохранение, АПК, дорожный фонд, энергоэффективность, культура, децентрализация", - говорит Александр Данилюк, министр финансов Украины.
За 15 минут профильный министр презентовал основные параметры, главные цифры госбюджета. Но понимание и поддержку он встретил, похоже, только во фракциях коалиции, которым уже почти год хронически не хватает голосов для принятия решений.
"Проект бюджета рассчитан по росту ВВП в размере 3%, с размера инфляции - 9%, из обменного курса в размере 27 гривен проект бюджета является абсолютно реальным", - говорит Юрий Соловей, народный депутат, Блок Петра Порошенко.
"Поддержана инициатива министра образования и науки относительно поднятия зарплаты учителям на 30% - это также учтено", - говорит Максим Бурбак, народный депутат, "Народный фронт".
Искать голоса, чтобы все-таки провести госбюджет через парламентский зал, придется, как и в прошлые годы за бортом коалиции. А там проект Кабмина, мягко говоря, не устают критиковать.
"Каким образом они считают инфляцию 8%, когда тарифы поднялись вдвое, и электроэнергия поднялась на 25%", - говорит Вадим Ивченко, народный депутат, "Батькивщина".
"14 млрд на инфраструктуру и только 800 млн на энергоэффективность. С сегодняшними высокими ценами на коммунальные услуги, высокими тарифами - мы как государство обеспечить людям уменьшать потребления энергоресурсов. И для этого нужны деньги, и это не 800 млн", - говорит Виктория Войцицкая, народный депутат, "Самопомич"
"Это закон жанра и закон в целом мире, бюджет - это основной закон государства, и конечно - разделение на большинство и оппозицию в бюджете происходит больше всего", - говорит Игорь Грынив, народный депутат, Блок Петра Порошенко.
В итоге все обсуждение переросло в призывы малых фракций отозвать проект бюджета и заново все посчитать. А оппозиция и вовсе - пообещала написать свою смету.
Партия Оппозиционный блок разработала свой проект бюджета - альтернативный. Несмотря на то, что права оппозиции в парламенте нарушаются, и у нас нет возможности отстаивать свои законопроекты, поскольку они просто не рассматриваются в зале - фракциями коалиции - тем не менее, мы публично презентуем свой бюджет 2017 года, в котором будет место зарплатам и пенсиям, в котором будет место программам развития регионов, в котором будет достаточное финансирование для образования и науки, в котором будет поддержка отечественного товаропроизводителя", - говорит Сергей Левочкин, народный депутат, "Оппозиционный блок".
Впрочем, битва за бюджет - не единственное, что разделяет этот зал. Еще один вопрос о деньгах до сих пор не закрыт. И его тоже депутаты могут обсуждать всю осень. Спецконфискация. Речь идет о миллиардах. Это арестованные активы Януковича и его соратников. На появление этих средств в бюджете рассчитывал тогда еще премьер Яценюк. Теперь о них говорит и премьер Гройсман. Но зал по-прежнему за спецконфискацию не голосует.
"Мы заложили в бюджет поступления от спецконфискации на следующий год - 10,5 млрд гривен. Коллеги, общая сумма спецконфискации - 40 млрд гривен. Если кто-то скажет, что мы взяли невероятные средства из спецконфискации и положили их в бюджет - это неправда", - говорит Владимир Гройсман, премьер-министр Украины.
Но камень преткновения во всей истории со спецконфискацией - сам текст закона. А вернее, его отсутствие. Депутаты отказываются голосовать вслепую. А "фронтовики" новую версию документа показывать не хотят. Лишь призывают - голосуйте.
Борислав Береза, народный депутат, внефракционный
"Пока я не увижу законопроекта, я за него голосовать нем буду. На сегодняшний день те законопроекты, которые приходили в зал - нашим комитетом по противодействию коррупции - часто признавались коррупциогенными,
"Причина в том, что почему-то хотят его в тайной редакции вынести на голосование. Основной предохранитель у депутатов, что они не голосуют это то, что там заложены механизмы рейдерства, которые могут затронуть простых людей. Например, когда в основу обоснования возлагают довод, а не надлежащий доказательство, а довод - который является предположением и на основании предположений будут применять юридические последствия в виде конфискации имущества, это будет очень плохо", - говорит Валерий Карпунцов, народный депутат, Блок Петра Порошенко.
И как бы фракция бывшего премьера не списывала все только на нежелание голосовать и не кричала "все пропало!" - нардепы уверяют - с активами беглых чиновников ничего не случится, а время для принятия нормального закона еще есть.
"Они кричат, что если ничего не осуществится, то в январе месяце эти средства исчезнут. Ну, если есть постановление следователя об аресте этих средств, то куда же они исчезнут. Это первое. Второе - они говорят, что нет механизма обращения в собственность государства имущества, хозяин которого неизвестен. Я советую им почитать статью о бесхозном имущество. Есть все механизмы", - говорит Сергей Власенко, народный депутат, "Батькивщина"
На этой неделе, по требованию фронтовиков, спецконфискацию снова хотели внести в повестку дня. Три раза пытались, но зал не поддержал. Как не поддержал и летом, когда пытались протолкнуть документ. Помнится, тогда во фракции бывшего премьера даже ультиматумы выдвигали, мол без спецконфискации "Народный фронт" голоса ни за что не даст. Однако, как показало время - то ли ультиматумы не впечатляют, то ли - им самим принципиальность изменяет.