Опасные эксперименты с пониженной ответственностью [ Редагувати ]
Чем эксперименты на атомных станциях грозят экологии регионов и безопасности местных жителей? Какую цену Украина платит за диверсификацию поставок ядерного топлива? Сколько топлива на самом деле поставляют в Украину американская компания Westinghouse и российская компания ТВЭЛ? Как топливо разных производителей взаимодействует друг с другом в смешанной зоне украинских атомных реакторов? Состоялась ли официальная сертификация американского ядерного топлива для украинских АЭС? Если да, то кто ее проводил? Если нет, то кто несет ответственность за применение этого топлива?
О необходимости диверсификации поставок энергоресурсов в голос заговорили не так давно. Наиболее показательно и публично этот процесс проходит в сфере поставок газа, где удалось достигнуть немалых результатов. Пусть и в значительной мере за счет реверсных поставок российского газа из Европы и снижения его внутреннего потребления. В атомной же отрасли поменять поставщика ядерного топлива без ущерба для безопасности страны оказалось еще сложнее. А сам процесс диверсификации проходит максимально непрозрачно и вызывает большое число вопросов.
Первые экспериментальные загрузки тепловыделяющих сборок американского производства в реакторы украинских АЭС стартовали еще 9 лет назад. Тогда в реакторы Южноукраинской АЭС загрузили 6 тестовых сборок с ядерным топливом, на которых она проработала около четырех лет. После этого у американской компании Westinghouse заказали первую коммерческую партию – четыре десятка кассет, которые начали использовать совместно с ядерным топливом российского производства.
Сегодня в Министерстве энергетики и угольной промышленности и НАЭК «Энергоатом» утверждают, что в ближайшем будущем Украина сможет довести желаемую диверсификацию в сфере мирного атома до формулы 50/50, постепенно снижая долю поставок российского ядерного топлива. Однако профессиональные эксперты утверждают, что на деле доля американского ядерного топлива на украинских АЭС пока не превышает 15%, а его экспериментальное использование проходит под грифом «коммерческой тайны» и далеко не всегда дает положительные результаты.
Точку зрения «Энергоатома» на этот счет узнать не удалось - компании просто отказались отвечать на вопросы журналиста. Похожим образом закончились и попытки получить ответы на поставленные вопросы у руководства Южноукраинской АЭС, где журналистов и общественных активистов переадресовали …на страницы электронного информационного бюллетеня «Пресс-факт», который выпускает информационный центр самой станции.
При этом экологические и общественные организации в Николаевской области, где расположена Южноукраинская атомная станция, ставшая полигоном для испытаний американского ядерного топлива, бьют тревогу. Они опасаются, что закрытые эксперименты с не сертифицированным и «неродным» для АЭС топливом грозят безопасности жителей и экологии всего региона.
В свою очередь, руководство Южноукраинской АЭС (ЮУАЭС) и НАЭК «Энергоатом» отделываются отписками и общими словами вместо содержательных и аргументированных ответов. В своих официальных заявлениях они подчеркивают, что люди, не работающие в атомной отрасли, не могут вникнуть в тонкости функционирования атомных станций. А, следовательно, не должны беспокоить «по пустякам», связанным с применением экспериментального ядерного топлива и безопасностью работы АЭС, знающих и занятых людей.
Не только экономика
Впрочем, шила в мешке не утаишь. Дошло до того, что безопасностью украинских АЭС на западе беспокоятся больше чем в Украине. Чего стоят последние статьи в ведущих американских СМИ с говорящими заголовками «Украинская коррупция бросает ядерную тень на Европу» (Washington Times), «Как Вашингтон борется за энергетический рынок России в старой Европе» (Forbes).
Как сообщают энергетики, первый неприятный инцидент со сборками производства компании Westinghouse произошел в 2012 году, когда один блок ЮУАЭС был загружен топливом Westinghouse наполовину, еще один – на четверть. Основной проблемой при использовании топливных кассет американского производства стала деформация большей их части. В результате была нарушена геометрия активной зоны ЮУАЭС. Специалисты поясняют, что одна топливная сборка состоит из 200 твэлов, которые представляют собой герметические металлические стержни, внутри которых находятся таблетки с ураном. Между этими стержнями есть специальные каналы, в которые в случае возникновения кризисной ситуации опускаются регуляторымощность реактора. Если же топливные кассеты деформируются, прохождение средств управления защитой усложняется – стержни не могут опуститься полностью. Очевидно, что в экстренных случаях такая деформация может привести к серьезным последствиям.
После этого инцидента Государственная инспекция ядерного регулирования Украины запретила дальнейшую эксплуатацию американского топлива на украинских станциях и признала, что дефекты сборок производства компании Westinghouse необходимо устранить. В результате этого решения новое топливо перестали загружать в реакторы, однако старое продолжили использовать – до начала 2015 года. Уж очень высока была цена вопроса -примерно $1 млн. за каждую сборку.
Как сообщали специалисты Westinghouse, в период с 2012-го по 2014 год в компании провели «работу над ошибками» и предоставили «усиленное» топливо для украинских АЭС. На доработку топлива понадобилось не только время, но и дополнительные деньги, которые в конечном итоге были заложены в новую, более высокую, стоимость топлива для Украины. Помимо этого, «Энергоатому» пришлось заплатить также за специальный стенд для тестирования топливных сборок компании Westinghouse.
При этом нельзя игнорировать и еще целый ряд «сопутствующих проблем». На самой станции в работе с американским топливом обнаружились серьезныеограничения. Например, машина, перемещающая топливные сборки в обычном режиме может работать со скоростью 5 м в час, а с кассетами от Westinghouse не может разгоняться более чем до 0,9 м в час. Кроме того, сначала необходимо «нежно» загрузить американские сборки, и уже потом закладывать ТВC российского производства. Все это увеличивает время простоя реактора и негативно сказывается на экономике АЭС в целом.
Однако самая главная проблема заключается в том, что при совместной эксплуатации американского и российского топлива, без привлечения к контролю над этим процессом обоих производителей, НАЭК «Энергоатом» автоматически теряет имеющуюся гарантию от российских поставщиков. Не приобретая взамен никакой гарантии от компании Westinghouse, топливо которой до сих пор не прошло украинскую сертификацию и используется в тестовом режиме.
Важно напомнить, что, согласно традиционной процедуре, все топливо должно пройти проверку с участием персонала АЭС. Однако в 2014 году Государственная инспекция ядерного регулирования обязала «Энергоатом» при проверке американского топлива пользоваться услугами специалистов… самой компании Westinghouse. После этого вся, и без того непубличная, информация о тестовых испытаниях американского топлива стала полностью закрытой. Независимые эксперты и специалисты вынуждены были пользоваться исключительно неофициальными данными и на их основе пытаться найти рациональное зерно в логике перехода на использование сборок американского производства. Которые сложны, не до конца безопасны в эксплуатации, дороже российских на 30-50%, не работают по схеме «полного цикла» и, что самое главное, до сих пор нет публичного экономичного обоснования такой диверсификации.
Как отмечает специалист завода по производству комплектующих для АЭС Богдан Соколовский: «Выгода, которую получает от такой диверсификации Украина, весьма сомнительна. Во-первых, мы используем российское и американское топливо вместе. Во вторых, Westinghouseпокупает обогащенный уран в РФ, который примерно на 30% дешевле, чем у других поставщиков. В-третьих, топливоWestinghouse дороже по себестоимости».
«Несколько лет назад планировался иной выход по обеспечению диверсификации - строительство завода по сборке ТВЭЛов на территории Украины. Ведь мы добываем собственный уран - в Желтых Водах. Добыча составляет примерно 30% от общей потребности украинских атомных станций, но на обогащение этот уран отправляется опять же в Россию. Предполагалось, что построят завод за счет российского кредита, - рассказывает Соколовский. - Однако переговоры остановились, кредит так и не поступил, а совместное предприятие, созданное под строительство завода, распустили. Westinghouse же не берется поставлять столько топлива, чтобы покрыть все потребности наших АЭС. И топливо поставляет и ТВЭЛ, и Westinghouse. Я понимаю, что американцы просто не хотят брать на себя ответственность».
«Перспектив построить в Украине завод по производству топливных сборок на сегодня нет, - уверен сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. - По инициативе Украины проект с Россией уничтожен, и я не вижу других заинтересованных субъектов. Westinghouseабсолютно не заинтересован в строительстве такого завода у нас - им это не нужно. Есть политическое решение – покупать топливо еще у другого поставщика, кроме российского. И речь здесь совсем не об экономике».
Режимный объект и полигон для испытаний
На Южноукраинской АЭС завершен проектный срок эксплуатации двух из трех энергоблоков, а третий остановлен на плановый ремонт. Как выяснили журналисты николаевских СМИ, именно сейчас на ЮУАЭС проводятся очередные тестовые испытания ядерного топлива компании Westinghouse. И, по их информации, в прошлом году на третьем блоке снова было обнаружено много негерметичных сборок американского производства. Примечательно, что в том же 2016 г. произошел уникальный для атомной отрасли Украины инцидент, когда ЮУАЭС остановилась полностью, а министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик вынужден был публично оправдываться по поводу увеличения аварийности на АЭС.
Несмотря на то, что у общественности есть все основания для беспокойства, руководство ЮУАЭС комментировать ситуацию отказывается. «Южноукраинская АЭС по непонятным причинам всегда выступает как главный полигон для экспериментов с ядерным топливом. При этом там далеко не самое современное оборудование, а сами реакторы, относятся к так называемой «малой» серии, то есть по ряду причин были выпущены в ограниченном количестве и впоследствии заменены на более совершенные модели», - пишут в местных СМИ.
«В середине апреля мы обратились к руководству ЮУАЭС с просьбой предоставить информацию, которая развеяла бы опасения жителей Николаевской области относительно безопасности работы станции, - сообщил глава общественной организации «Ответственная Николаевщина» Роман Омельяненко. - Мы получили отписку. Ответы на неоднозначные вопросы прикрывают коммерческой тайной. Руководство АЭС призывает нас читать документы на их сайте, в которых нет ни слова о том, какие риски несут сверхпроектная эксплуатация ядерных энергоблоков ЮУАЭС и проводимые на них эксперименты с использованием топлива компании Westinghouse. При этом наше требование предоставить возможность осуществления общественного контроля над результатами оценки этих экспериментов руководство станции полностью проигнорировало».
«В последнее время на Южноукраинской АЭС постоянно идут ремонтные работы, которые не афишируются, - говорит депутат Николаевского областного совета Максим Невенчанный. - Мы прекрасно понимаем, что они связаны с тем, что американское топливо не подходит для работы этих реакторов. В прошлом году постоянно останавливались реакторы, велись ремонтные работы, потом снова запускались. Глава ЮУАЭС - депутат областного совета, его заместитель - бывший глава Николаевского облсовета. Я с ними связывался по этому вопросу. Они говорят: все под контролем, ситуация нормальная. Какую-либо информацию получить невозможно. Мой товарищ - сотрудник АЭС, и он говорит, что персонал не может давать никакой официальной информации, поскольку работает на режимном объекте».
Как отмечает эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук, информация о проблемах в атомной отрасли время от времени все же попадает в публичное поле. - «Проблема в том, что на станциях возникает много ситуаций, которые замалчиваются. Хотя с точки зрения безопасности, о них необходимо информировать МАГАТЭ. Сотрудники «Энергоатома» и ЮУАЭС говорят, что такие ситуации - рабочая рутина. Но однозначно утверждать, что та или иная ситуация на станции не несет опасности можно только тогда, когда использование топлива Westinghouse будет происходить под контролем всех участников процесса - самого производителя топлива, компании-производителя российских сборок, которые используются совместно с американскими (ТВЭЛ – прим. ред.), но и, естественно, Энергоатома. А этого комплексного контроля нет».
Проблемы на других станциях
«Первые документы между «Энергоатомом» и Westinghouse были подписаны в начале 2000-х годов, а в 2015 году было заключено соглашение о расширении поставок топлива, - рассказывает Юрий Корольчук. - Сейчас приблизительно 15% всего топлива на украинских АЭС производства шведского завода компании Westinghouse. Есть планы расширять использование их топлива - уже не только на Южноукраинской, и на одном блоке Запорожской, но и на других блоках ЗАЭС, а также Ровенской АЭС».
Другие эксперты подтверждают - на данный момент на топливе Westinghouse работают два реактора Южноукраинской АЭС, а также с недавнего времени еще и один реактор Запорожской АЭС. По странному стечению обстоятельств, через короткий срок после загрузки Запорожской АЭС сборками ядерного топлива компании Westinghouse, на одном из ее энергоблоков произошла авария,и он был отключен от сети сработавшей автоматикой. По официальной версии, причины срабатывания автоматической системы и отключения энергоблока до сих пор выясняются.
В Украине использование американского ядерного топлива в смешанной зоне реакторов советского типа называют «опытно-промышленной эксплуатацией». Это позволяет наращивать объемы закупок у компании Westinghouse, без окончательного оформления всей необходимой технической документации. «Государственный регулятор до сих пор не дал добро на промышленную эксплуатацию, - поясняет Дмитрий Марунич. - Этот процесс уже длится много лет, однако санкции регулятора нет».
Известно, что некоторые европейские страны уже отказались от использования американского топлива в виду небезопасности его использования. Этот путь уже прошли Финляндия и Чехия. Сначала из-за постоянно возникающих проблем от использования американского ядерного топлива на своих реакторах отказалась компания Fortum, эксплуатирующая АЭС «Ловииса» в Финляндии. А затем и чешский оператор АЭС, после очередной остановки атомного энергоблока из-за проблем с топливом Westinghouse, принял решение выгрузить американские сборки для обеспечения безопасной работы станции.
«Сейчас Westinghouse обещает, что новые модернизированные сборки не будут иметь никаких проблем в эксплуатации в смешанной активной зоне реактора, - рассказывает Дмитрий Марунич. - Однако ранее такие прецеденты были и в Чехии, и в Украине. И нет никаких гарантий, в том числе от Госинспекции ядерного регулирования или «Энергоатома», что они не произойдут дальше».
Коррупционное безумие
После поставок стандартных топливных сборок Westinghouse на ЮУАЭС их загрузили к сборкам российского производства, которые находились в реакторе. Такова технология - раз в год меняют часть топливных сборок. Те, что уже отработали, перемещают в бассейн выдержки, где они остывают до температуры, пригодной для транспортировки на переработку или хранение, и вместо них загружают новые. Но конструкции американских и российских сборок существенно отличаются.
«Тогда (в 2012 г. – прим. ред.) американцы утверждали, что это ошибка ЮУАЭС и «Энергоатома», потому что нельзя было загружать в один реактор и российские, и американские сборки, - рассказывает глава Вознесенской экологической ассоциации «Зелений світ» Cергей Колесников. - По контракту американцы оговаривали установку в реактор 100% сборок их производства. Такой контракт мог подписать только коррупционер или полностью безответственный чиновник. Ведь ядерный реактор - не предмет для коммерции. Если он рассчитан на одно топливо, то загружать в негодругое, проводить эксперименты - коррупционное безумие».
Сергей Колесников описывает последовательность действий украинской власти следующим образом: закупка не лицензированного топлива - его испытания на Южноукраинской АЭС, расположенной в густонаселенном регионе возле реки - договор на поставку - новые испытания топлива в экспериментальном режиме.
«Сейчас условия договора между «Энергоатомом» и Westinghouse не раскрывают, прикрываясь коммерческой тайной, - говорит Юрий Корольчук. - Однако, в первое время после подписания, руководители «Энергоатома» и Министерства энергетики и сами нисколько не скрывали, что топливо имеет экспериментальный вид, и его использование,фактически, проходит в режиме испытаний на блоках ЮУАЭС. А Westinghouse, получив данные по итогам испытаний, должен работать над усовершенствованием сборок. После этого они замолчали и никому не известно, когда закончатся испытания, произойдет сертификация и использование топлива перейдет в режим промышленной эксплуатации».
Между тем, диверсификация поставок ядерного топлива вовсе не наше украинское ноу-хау. Просто Украина, как это часто бывает, выбрала наиболее рискованный и непрозрачный путь. Эксперты отмечают, что общепринятой международной практикой являются обязательное прохождение национальной сертификации, подписание между оператором АЭС и поставщиком обязательств по обслуживанию топливных сборок, протокола реагирования на аварийные ситуации икомплекса мероприятий по эксплуатационным гарантиям.Именно в соответствии с этой практикой действует компания Westinghouse при выходе на другие рынки, и именно так поступила компания россияне при выходе на американский рынок.
«Российское топливо ТВС-квадрат для реакторовамериканского типа прошло большое количество испытаний, сертификацию и только уже после этого было объявлено о выходе на американский и европейский рынки. - говорит Корольчук. - А это значит, что эти сборки соответствуют всем стандартам, и компания несет за них реальную ответственность. Такой же этап подтверждения соответствия всем требованиям для поставок своих топливных сборок на украинские АЭС должны были бы пройти и в Westinghouse. Но они этого не прошли. Потому что легче договориться с властью и оператором и не проходить особенных проверок. И просто совсем замечательно проводить испытания и совершенствовать свое топливо за счет клиента и при этом не нести никакой ответственности. Но почему тот, кто подписывал договор со стороны Украины, не поставил вопрос - а где уже было использовано такое топливо, каковырезультаты?»
В итоге вся ответственность за сотрудничество с Westinghouse и эксперименты с ядерным топливом этой компании полностью ложатся на украинскую сторону - руководителей ЮУАЭС, ЗАЭС, НАЭК «Энергоатом», Государственной инспекции ядерного регулирования и Министерства энергетики и угольной промышленности Украины. Именно к ним мы и адресуем все помещенные в начале этого материала вопросы. И продолжаем надеяться получить на все эти вопросы развернутые и аргументированные ответы вместо традиционных отписок и обвинений в непрофессионализме и непонимании важности энергетической независимости и диверсификации поставок ядерного топлива.