Цены на бензин: почему дорожает топливо (расследование) [ Редагувати ]
Очередной взлет цен, на этот раз - на бензин. Еще недавно украинцы с замиранием сердца следили за изменениями цен на автогаз, а вот теперь - октан. А это значит, что дальше будет цепная ценовая реакция - подорожают почти все группы товаров.
Почему дорожает бензин? И на какой цифре остановится? О причинах и прогнозах - Руслан Смещук.
Автостоянка в одном из спальных районов Киева. Эта красная машина - в последнее время больше стоит, чем ездит. Так - дешевле.
"Это очень существенно - просто так гонять ее, извините возить себя одного - машина - правильно говорят, машина должна себя окупать. Если она себя не окупает, она просто, я вот за стоянку плачу очень хорошие деньги", - говорит Леонид Федоренко, водитель.
Леонид работает водителем. Почти как сапожник без сапог. К тому же ему "повезло". Как раз перед августовским подорожанием автогаза перевел машину на газ. И теперь свой автомобиль использует лишь в самых крайних случаях.
"Для моего бюджета - двое детей - деньги нужно тратить на детей. А на машину, ну когда надо по делам, сумки бывает, еще что - тогда конечно машина", - говорит Леонид Федоренко, водитель.
Хотя у Леонида все же есть шанс поездить не только по делам, но и для удовольствия. Газ после резкого скачка - уже упал в цене.
"По-сути, все идет к тому что, цены будут возвращаться близко к тому уровню, с какого они стартовали в августе. И самое главное, что газа на рынке очень много", - считает Сергей Куюн, директор "Консалтинговой группы А-95".
Сейчас газ вполовину дешевле, чем бензин. Который уже две недели уверенно растет в цене. И причин - несколько:
"Это повышение котировок на мировом рынке, на нефтепродукты. Бензин, дизель выросли на 50-60 долларов за тонну. И второй более важный фактор - новый виток ослабления гривны. Мы видим, что курс доллара укрепился на 60 коп, евро - почти на 2 гривен. А между тем, сама стоимость топлива - в долларах", - говорит Сергей Куюн, директор "Консалтинговой группы А-95".
Ведь восемьдесят процентов бензина и дизеля в Украине - это импорт. Но, несмотря на факторы объективные, и без субъективных не обошлось. Цены взвинчивают искусственно.
"Цена на нефть влияет где-то на 20-25 %. Теоретически если мы исходим из того как поднялась цена на нефть, цена на бензин - может подорожать, не больше чем на два процента. Но у нас как - только цена на нефть выросла, сразу бензин на 10% минимум поднялся. Вся беда в монопольной ситуации", - говорит Александр Охрименко, финансовый эксперт.
"Автомобиль перестал быть для меня средством передвижения, а стал для меня своеобразной роскошью", - говорит Евгений Опанасенко, бывший автовладелец .
Евгений Опанасенко работает в сфере ІТ. Раньше у него был пятнадцатилетний "Опель". Но после очередного ремонта он подсчитал затраты на запчасти, топливо и парковку - и решил машину продать. Да и новые цены на бензин - окончательно убедили: пора идти в сторону остановки общественного транспорта. Даже такси - получается дешевле!
"Ты избавился от камня, который лежал на семейном бюджете. Вот сейчас, когда я подсобирал достаточную сумму - да, я могу себе позволить более новую иномарку, но не хочу покупать. Потому что это опять будут расходы", - говорит Евгений Опанасенко, бывший автовладелец.
И дальше только хуже. Вернее, дороже. В следующем году - цифры на автозаправках - опять могут вырасти. Ведь в проекте бюджета-2018 доллар будет - почти тридцать гривен.
"В самом лучшем варианте - цена на бензин подорожает на 17%, в самом лучшем. А если добавить все акцизы - 20-25%", - говорит Александр Охрименко, финансовый эксперт.
Бензин дорожает, но машин меньше не становится. Ведь пересаживаться на общественный транспорт, как Евгений Опанасенко, готовы не все. Поэтому - ищут альтернативу. Кто-то устанавливает газ, как Леонид Федоренко, а кто-то - выбирает дизель.
"Я думаю, это скажется на рынке - будет рост продаж дизельных автомобилей. Потому что если цена дизельного топлива и газа примерно сравнялась - то люди естественно начали делать выбор в сторону дизеля", - говорит Олег Назаренко, гендиректор Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров.
А еще с каждым годом в Украине все популярнее становятся электромобили. В пятнадцатом году их продали всего несколько сотен, в шестнадцатом - на порядок больше - свыше трех тысяч единиц.