Скандал в "Укрзалізниці": как наживаются на топливных тендерах [ Редагувати ]
Как выяснилось - схема с повышением цен на топливо уже после проведения тендеров работает в Украине не первый год. Та же компания "Трейд коммодити" уже фигурировала в скандале в 2016. Тогда речь шла о закупках дизтоплива для "Укрзализныци".
И это далеко не единственный случай. Больше - в нашем материале.
Сотрудничество "Трейд-коммодити" с "Укрзализныцей" не обошлось без скандалов. В ноябре прошлого года компания выиграла два тендера - на поставку 40 тысяч тонн дизеля. Фирма тогда предложила цену на 100 миллионов гривен меньше чем у конкурентов. Однако буквально через несколько дней в компании заявили - цены нужно повысить на 10 процентов, и подписали с "Укрзализныцей" новые договоры, точно так же как и в схеме отмывания денег для Минобороны.
Подобный скандал с госзакупками - в конце прошлого года произошел и еще с одним поставщиком топлива для Укрзализныци - компанией "Вог аэро джет". Фирма выиграла тендер на поставку 65 тысяч тонн дизтоплива по средней цене около 19 тысяч гривен за тонну. Однако уже в январе поставщик потребовал повысить стоимость более чем на 10 процентов, мотивируя это ростом мировых цен на нефтепродукты.
Хотя по данным экспертов они выросли в среднем всего на три процента. Таким образом государство переплатило поставщику более 100 миллионов гривен. Этим скандалом также занимается НАБУ.
Подобные схемы используются не только при закупках топлива. В 2015 скандал разразился вокруг закупок бумаги для Прикарпатского национального университета. Тогда уже после проведения тендера ВУЗ согласился заплатить поставщику на половину больше - 120 вместо 80 тысяч гривен, якобы из-за роста цен. Однако бумага - не дорожала.
Повышать цены позволяет закон - если поставщик оправдает такую необходимость, представив данные о подорожании товара. Во всех этих случаях если цены и росли, то затем снижались, однако договоры уже не перезаключали. И государство переплачивало сотни миллионов, которые шли в чьи-то карманы.