Дороги в Украине: Кабмин обещает масштабную инспекцию [ Редагувати ]
Кабмин обещает масштабный аудит украинских дорог! Особенно внимательно отнесутся к тем участкам, которые строили или ремонтировали в прошлом году. И которые в этом году - снова в ямах.
А шутки об асфальте, который сходит вместе со снегом, не теряют актуальности. Сколько в нашей стране проблемных трасс? Сколько денег из своего кармана каждый украинец платит на содержание дорог? И почему эти деньги исчезают в бесконечных дырах? Выясняла Евгения Коваленко.
Никакая погода ямочному ремонту не помеха! Смесь бросают прямо в лужи и грязь. О наших "инновационных технологиях" уже давно сочиняют анекдоты. И даже хит-парады видео-роликов составляют!
Рецепт ремонта по-украински прост. Несколько миллионов бюджетных денег, немного - песка, битума и щебеня. А еще немного грязи. Гарантия на несколько дней! Результат - неизменные дыры в бюджете и на дорогах. Особенно зияют они сейчас, весной.
Асфальт традиционно растаял вместе со снегом. И на дорогах остались сплошные дыры. Но есть и плюс. Они стали скоростными ограничителями! Ведь по таким дорогам хочешь-не хочешь - больше 50 не разгонишься. Вот смотрите - глубина по щиколотку.
Но что для одних беда, для других заработок. В столичных автосервисах аншлаг. Только в этом за несколько недель количество клиентов увеличилось в три раза.
"Выходят из строя сайлентблоки. Шаровые, амортизаторы. и в большей степени стабилизатор. Если защита не железная, а пластмасовая, то по нашим дорогам отлетает", - говорит Алексей Маркелов, автослесарь.
Гнутся тормозные диски и режутся шины. В среднем, ремонт ямочной поломки обходится водителю в сумму от одной до шести тысяч гривен. Роман "влетел" на 5 тысяч. Вот это результат его езды по весенним дорогам. Говорит, попал в западню: с одной стороны - выбоина, с другой - ремонт коллектора!
"На спуску яма. Машина підстрибує і просто лягає. Одне колесо на бік лягає і все. Прямо на дорозі, на ходу. Повезло, що це було праве колесо і справа не було машин. Обійшлось без ДТП", - говорит Роман Ткачук, автовладелец.
В таких случаях можно подавать в суд на "Укравтодор" и требовать возмещения ущерба! И в Украине даже выигрывали такие дела. Хотя это очень непросто. И не каждый водитель готов пройти весь судебный путь.
"Я більше часу втрачу на судову біганину, ніж на ремонт", - говорит Роман Ткачук, автовладелец.
Анна уже дважды за зиму ремонтировала машину. Однажды ночью не заметила большую яму на дороге.
"Вот последствия дорог Украины. Вот одно. Вот другое, а вот третье. Это все за один раз. Одна очень глубокая яма, как мне сказали, ремонту уже ни колесо, ни диск не подлежит", - говорит Анна Сытнык, водитель.
С тех пор инструменты у нее всегда под рукой. Ведь по этой дороге на окраине Киева ей приходится ездить с работы каждый день.
"Ямы они везде, просто. Вот не зная даже дорогу ночью или там вода будет в той яме - это все. Человек остается просто без колес. Мне еще повезло, что я с колесом осталась. Хоть с пробитым", - говорит Анна Сытник, водитель.
И такая ситуация по всей стране. И в городах, и на трассах. Водители шутят - на границах Украины даже демаркационная линия не нужна. Где начинаются ямы на дорогах, там и начинается родина. Моя коллега Галина Якушко лично решила проехать в Польшу.
Вот она - дорога в Европу из Яворова в Будомеж. Вся в ямах и колдобинах. Больше похожа на полевую. И так почти 20 километров. Даже наш внедорожник качает как корыто.
Дорога хоть и ужасная, но люди все равно по ней ездят.
"Один ужас. Страхополоття годі ради дати! Спізнюємося нема часу. Люди возмущаються каждий божий день до 1 до 2 до 3 вночи робимо машину", - говорит Михаил Падук, водитель маршрутки.
Хотя за ремонт и содержание дорог - каждый водитель платит из собственного кармана. И при покупке авто, и на заправке! К примеру, с каждого литра бензина на дорожный сбор идет 6 гривен! С литра дизеля примерно 4, с газа полторы гривни. За год набегает более 35 миллиардов! Вот только все они уходили в общий бюджет! И реально на дороги - направляли не более 20%. Но в этом году заработал Дорожный фонд. Куда должны стекаться Все финансы.
"Ми маємо рекордну цифру 50 мільярдів. Цього недостатньо, ми хотіли набагато більше. І ми розуміємо, що ці інвестиції в автошляхи мають бути на порядок вищими", - говорит Владимир Омелян, министр инфраструктуры Украины.
Дорожный фонд должен контролировать использование этих денег. Ведь, по расчетам экспертов общественной организации "Европатруль", около 40% средств на ремонт путей просто разворовывали.
"Используют более дешевые материалы. то есть если там щебень должен быть определенной фракции - они берут более мелкую фракцию. Они берут бэушный щебень. Откосы вот так вот идут. Это означает, что в нескольких местах там кто-то чуть-чуть себе асфальта взял", - говорит Вячеслав Коновалов, эксперт общественной организации "Евро-патруль"
Ведь идеальный ремонт или строительство дороги по-украински - это не только асфальт положить, но и хороший дом начальнику местного Автодора построить! К тому же, делать качественно - не всегда выгодно. Ведь на ямочный ремонт потом можно списывать бюджетные гривны! Только в Киеве за три года латок поставили на 120 миллионов! Кстати, в Европе найти такую латаную дорогу невозможно.
В Брюсселе найти яму на дороге почти невозможно. А все потому, что за асфальтным покрытием следят. И ремонт дорог качественный, а не "ямочный" - тут привычная картина.
Плановые работы обычно проводят во время каникул. Ремонтируют быстро. И не просто заливают битум и щебень в яму, а перекладывают поврежденный асфальт!
"Иногда можно увидеть яму на дороге. Лично я видел несколько, но обычно через неделю или две их уже нет - отремонтировали".
Все ремонты проводят за казенный счет. Впрочем, как и в Украине. Только в Бельгии в реальности, а не на бумаге!
"Большинство ремонтов дорог финансируются с помощью разных налогов, таких, как налог на бензин, налог на транспортное средство, дорожный сбор, страховка и так далее", - говорит Кристоф Никодем, председатель "Федерации дорог Евросоюза".
А в Украине хоть люди тоже платят дорожные налоги более 90 процентов дорог непригодны для использования. Есть претензии и к трассам, которые отремонтировали в прошлом году. Этим даже в Кабмине озадачились:
"Зробити експертизу по якості. І визначити, якщо є десь дефекти минулорічних робіт треба негайно відреагувати для того, щоби всі відновлювальні роботи були виконані за рахунок підрядних організацій", - говорит Владимир Гройсман премьер-министр Украины.
Также на украинский рынок пытаются привлечь европейские компании.
"Якраз щойно в мене завершилися переговори з однією з найбільших компаній будівельних світу. Компанії Strabag. Вони готові розглянути можливість заходу на український ринок", - говорит Владимир Омелян, министр инфраструктуры Украины.
Планы украинской власти на ближайшие пять лет очень амбициозные. Это капитальный ремонт всех украинских дорог. Но пока... Пока украинские водители вынуждены проявлять чудеса маневренности и объезжать бесконечные ямы.