Отпуск в зале ожидания: кто испортил отдых тысячам украинских туристов? [ Редагувати ]
Продолжается выяснение всех обстоятельств большого туристического переполоха. Свыше полутора тысяч украинцев пострадали из-за задержек и отмен авиарейсов. Люди не могли улететь на отдых и даже просто вернуться домой.
География застрявших очень широкая - Испания, Тунис, Албания, Турция... Люди оставались сутками в аэропортах, информации - ноль, чиновники и бизнесмены перекладывали вину друг на друга.
Кто на самом деле должен отвечать за этот кризис? И как не допустить новые такие же провалы? Разбиралась Елена Зорина.
"Людей держали как террористы заложников в этом аэропорту".
"Два раза прошли регистрацию! Как дурачки тут круги наматываем. Вторые сутки пошли!"
Минимум полторы тысячи украинских туристов в Албании, Грузии, Испании и Тунисе.
"Что делать дальше, мы не знаем. Дети незаселенные. Информации ноль!"
И сотни людей, ожидающих начала своего отпуска в Украине.
"Вызывайте начальника аэропорта! Чего вы стоите? Вызывайте, или мы будем выходить через открытые двери!"
"Подняли в воздух на полчаса, высадили, оставили на взлетной площадке. Окружили машинами, военными, полицией", - рассказывает Анна Каранова, пассажирка рейса Киев - Хургада.
Для Полины отдых должен был начаться в день нашей встречи. Она долго копила деньги на поездку в Тунис и с трудом взяла отпуск.
"Це мав бути подарунок на день народження моєї дочці", - рассказывает Полина Герчановская, туристка.
А вот Лиза, наоборот, рада, что путешествие, наконец, закончилось.
"Эту поездку в Албанию, в Тирану, мы запомним надолго. В аэропорту мы провели около 30 часов".
С мужем и 3-летним сыном часами ждали самолет и туда, и назад. В маленьком аэропорту Тираны ютились - кто на стульях, а кто и на полу.
"Мы не могли никуда выйти. Была беременная женщина на подходящем сроке, были пожилые люди. Воду нам дали только через 7 часов!", - возмущена Елизавета Самчишина, туристка, вернувшаяся из Албании.
В центре этого скандала оказались сразу несколько авиаперевозчиков и туроператоров. Что же стало причиной? И почему все произошло в разгар сезона?
"У нас "у 7 нянек дите без глаз". Есть Госавиаслужба в структуре министерства, есть Министерство. Четких правил игры нет", - говорит Вячеслав Коновалов, эксперт общественной компании "Европатруль".
Эксперты уверены: причин для чартерного коллапса было сразу несколько.
"Перегретый рынок, слишком много рейсов, слишком много операторов на рынке. У какого-то оператора произошел срыв в поставках самолетов", - говорит Вячеслав Коновалов, эксперт общественной компании "Европатруль".
Кто виноват больше? Туроператоры и авиаперевозчики кивают друг на друга.
"Заказчик не выполнил свои финансовые обязательства перед компанией и поэтому авиакомпания, видя тенденцию к увеличению долга - была вынуждена принять решение по приостановке этих рейсов", - заявил Игорь Логвиненко генеральный директор авиакомпании Bravo Airways.
"Сейчас середина сезона, состояние взаимных расчетов определять в середине сезона, тогда когда существует взаимная задолженность это не совсем корректно. Деньги не были причиной того, что компания "Браво" не полетела по расписанию", - утверждает Олег Чебаненко представитель туристического оператора "Оазис Тревел Украина", юрист.
Чтобы не сорвать сезон полностью - туроператоры экстренно начали сокращать летные программы, искать альтернативу перевозчикам и думать о компенсациях туристам.
"Скорее всего, авиаперевозчики не рассчитали свои возможности в плане количества самолетов, возможностей этих самолетов. Мы стараемся заранее предупредить, чтобы люди не выезжали заранее в аэропорт. Если это иногородние, то мы предоставляем бесплатный трансфер и проживание, размещение в гостиницах в Киеве", - говорит Дмитрий Сероухов, исполнительный директор туроператора Join Up.
Не намерены сидеть сложа руки и пострадавшие путешественники.
"Собираем необходимые документы, чеки, чтобы подать иск в суд", - говорит Елизавета Самчишина, туристка, вернувшаяся из Албании.
И хоть договоры прописаны хитро, отсудить компенсацию, говорят юристы, - можно. Правда, процесс может затянуться года на полтора. Но сумма - порадует.
"Это 3% в день от суммы путевки. Что касательно морального ущерба, как показывает практика, это будет в пределах 10 тысяч гривен. Выплата компенсаций может быть положена солидарно как на туроператора, так и на авиаперевозчика", - говорит Ростислав Кравец, адвокат.
Но можно обойтись и без суда, - уверяет Сергей Александров, основатель сервиса по защите прав авиапассажиров:
"Процесс занимает около 3 минут. Выбираем аэропорт вылета и прилета. Дальше выбираем данные рейса. Компенсация предусмотрена, по этому - в размере 400 евро на пассажира. Наша комиссия 25%".
Тогда компенсацию можно получить через 3 месяца. Но суммы будут скромнее.
"Это 250 евро, если длина полета была 2500 км, если длина была до 3,5 тысяч - это 400 евро, если длина полета более 3,5 тысяч, то это 600 евро. Соответственно, нужно доказать факт того, что была либо задержка, либо отмена, либо отказ в посадке", - говорит Сергей Александров, основатель сервиса по защите прав авиапассажиров.
Чтобы не было повторений, в правительстве заговорили о наведении порядка на рынке.
"Державна авіаційна служба проведе повну технічну ревізію тих літаків, які використовуються насамперед на нерегулярних перевезеннях. І прошу нікого не ображатися, якщо деякі з них будуть визнані такими, що не відповідають технічному стану. З наступного року плануємо обмежити вік використання пасажирських літаків до 20 років", - заявил Владимир Омелян, министр инфраструктуры Украины.
Но эксперты говорят: то ли еще будет. В этот сезон, как и в последующие, расписание рейсов может измениться - и не раз.
"Парк вот таких вот самолетов, которые теоретически чаще всего используются для чартеров и регулярок тоже - он составляет 8 десятков, из которых 40-42-43 - старше 20 лет. Если они введут такую норму - половина парка уходит и у нас вообще начинается еще больший коллапс", - убежден Вячеслав Коновалов, эксперт общественной компании "Европатруль".
Как же перестраховаться от подобных историй? Собирать все документы, чеки и обязательно оформлять договоры. И главное - выбирать проверенные туркомпании.
"Досить обережно треба відноситися до тих "гарячих" путівок, чи там "палаючих" путівок, які пропонуються на ринку. Це може бути лотерея і може вас підштовхнути попасти от в таку катавасію, в якій опинилися люди", - говорит Игорь Голубаха. президент Всеукраинской ассоциации туроператоров.
И если уж решитесь лететь - запастись водой и терпением. А еще - правильно собранным чемоданом.
Меньше нарядов и купальников, больше - еды! Даже если летите в жаркие страны, заплатили много денег за тур, предугадать, чем обернется такой отдых, сложно. По сути, от многочасовых посиделок в аэропорту никто не застрахован. Подобные ситуации повторяются из года в год. Поэтому, вот такой запас съестного - может оказаться гораздо полезнее, чем лишняя пара туфель и тем более ласты.
Уже сейчас в аэропортах вслед за чартерными туристами ждут своих самолетов и путешественники регулярных рейсов.
"Мамочки - 3 мес, годик и 10 месяцев. Кому предложили билет за 700 евро из Борисполя, кому за 12 тысяч гривен. Нам никто не отвечал, поэтому мы ждем какого-то другого рейса", - говорит Анна Авраменко, пассажирка рейса Киев-Неаполь.
Итак, могут ли рассчитывать на компенсации те люди, которые уже пострадали? Поговорим об этом с Владимиром Омеляном - министр инфраструктуры Украины сегодня гость "Подробностей недели".
Простой вопрос: кто виноват, что стольким людям испортили отдых?
Насправді те, що Міністерство інфраструктури зробило, після того, як визволили наших людей з Тунісу та Албанії - ми зібрали всіх учасників ринку: туроператорів, турагентів, авіаційні компанії, Міністерство економіки, Міністерство закордонних справ, які допомагали нам у цій ситуації, і спробували навчити їх нормальних правил гри. Тобто, коли є якісь затримки, чи технічні поломки літаків, що вони мають вийти до людей, пояснити причину. Якщо це на декілька годин - запропонувати якісь їжу та напої, якщо це на довший період - готель і забезпечити їхнє повернення додому. Чому так сталось? Причина дуже проста: з 2015 року по цей рік, за два роки часу, кількість чартерних перевезень зросла вдвоє, вдвічі більше пасажирів. Кожного року на 30% росте пасажиропотік. Авіакомпанії момент "проспали". Вони думали, що справляться своїм наявним флотом, а цього виявилось недостатньо. Безумовно, що кількість польотів ця техніка вже не витримує, резервних бортів немає. Відповідно, якщо щось трапляється с одним бортом: попадає птах, якась технічна несправність, запізнення - одночасно скасовуються всі рейси. Фактично в жодної авіакомпанії під час цих пікових навантажень не було запасних літаків. Ви бачите, як з ситуацію з компанію "Браво", як з компанію "Скай Ап", як з компанію МАУ. Тобто, всі були в такій ситуації.
Вы затронули также проблему возраста самолетов. Мол, все, что старше 20 лет, в Украине летать не будет. А сколько таких старых самолетов у нас? И есть ли средства у компаний, чтобы их заменить новыми хотя бы в ближайшее время?
Половина авіапарку України - це літаки, які старші 20 років. Але тут справа не тільки в віці, а скільки в них налітано годин. Це ключовий критерій ресурсу літака. Ми виходимо з дуже простої логіки - що парк оновлювати необхідно. Фактично, з цим серйозно працюють тільки МАУ, які цього року закупили декілька нових бортів, і компанія "Скай Ап", які купили зараз трьохлітні "Боінги" - це дуже добрий показник для України. Всі інші використовують старі ресурси. І, безумовно, при такому навантаженні, старі літаки виходять частіше з ладу, а ніж нові. Ми закликаємо до того, щоби всі компанії експлотували свої літаки якісно. З точки зору безпеки людям переживати не треба, бо кожний літак сертифікується, як українськими сертифікантами, Державною авіаційною службою і експертами, так само і міжнародними, і європейськими, і північно-амереканськими. Щодо технічного стану, ми впевнені, що з літаками все окей. Щодо стану салону - безперечно, величезне питання. Люди постили, показували фотографії, жахливих салонів, які там в різнобой, антисанітарні умови. На це ми теж звертаємо увагу компаній. Але початок - це нормальне спілкування туроператора, турагента і авіаційної компанії з клієнтами.
Что сейчас делать пострадавшим пассажирам? Людям компенсируют потери?
Ми закликаємо людей готувати колективні скарги. Якщо хтось боїться індивідуально, чи вважає, що це дуже дорого коштуватиме - брати адвоката, вихід - колективний позов. Треба судитися, треба вимагати від недоброчесних компаній, туроператорів, свої кошти назад, моральну компенсацію. Це спрацює. Бо зараз ми маємо ситуацію: є маса постів у "Фейсбуці", обурень, емоційних, але жодного позову у судах.
Государство может помочь, обложив турфирмы какими-то "драконовскими" штрафами?
Ви знаєте, ми коли люди застрягли в Тунісі, і я побачив, що кількість людей все перевалює за тисячу, мені треба було їх рятувати, вивозити додому. І я розумів, що в мене немає можливості займатися, чи це повноваження Міністерства економіки - займатися туроператорами, чи Міністерство інфраструктури займається тільки літаками, чи навпаки. Міністерство економіки зараз проводить серйозну роботу для того, щоб проаналізувати ситуацію на ринку, зрозуміти, що робиться з турагенціями, з туроператорами, які штрафні санкції можуть застосовуватися. Необхідно вжити заходів по збільшенню страхового фонду. І останній момент - це компенсації. Туроператор, який зриває свої зобов'язання, повинен компенсовувати це перед турагентом і, відповідно, перед своїм клієнтом.