ДТП в Украине: сколько стоит "отмазаться" от вины? [ Редагувати ]
Украина в этом году пережила целую серию крупных дорожных аварий. Пьяное вождение, уличные гонки, обнаглевшие мажоры. На наших дорогах может быть все что угодно. Каждый год в ДТП гибнет больше тысячи украинцев, это еще одна война, которую переживает наша страна. Как закончить эту войну? Разбиралась Елена Зорина.
Чуть ли не каждый день они становятся героями - не светских хроник, а оперативных сводок.
"У мене батя бандюган, колишній підполковник міліції, він сказав: "Я всіх на...й гранатами позакидую".
Дети влиятельных родителей, жены богачей и чиновников, а то и вовсе они сами. Под градусом:
"Пошел на х..й".
И нередко агрессивные.
" Пошел вон отсюда, я тобі ще раз сказав!"
И часто цена дорожного беспредела мажоров - человеческая жизнь.
Одесса. Вечер 8 сентября. БМВ пытается проскочить перекресток.
"Летел 130-150 на красный и все".
Цепляет другую машину и вылетает на тротуар.
"Бабушку убило, дедушку убило и там еще трое".
Для аптекаря Аллы этот рабочий день так и не закончился.
"Она просто не собиралась умирать. Она шла после работы, ее встречали близкие и все произошло на глазах", - рассказывает Татьяна Савина, подруга Аллы.
Как и для реабилитолога Сергея, который не успел дойти до светофора. Мужчина был единственным кормильцем в семье.
"Он ставил на ноги инсультно больных, инфарктно больных. Был специалист высшего класса. И очень добрым человеком", - говорит Павел Каминский, сын погибшего Сергея Каминского.
В результате аварии двое погибших и 5 раненых.
"Водитель пытался сбежать. Девушка его звонила сильным мира сего, чтобы их отмазали".
"Слегка вот так превысил, пусто как бы было", - говорит Олег Семиренко, подозреваемый в совершении ДТП.
27-летний стритрейсер Олег Семиренко убеждает: дрифты - в прошлом. Свою вину в аварии уже признал. Теперь 2 месяца проведет в СИЗО. Друзья и родственники жертв хотят максимальной меры наказания.
"Мы от всего отказались. Нам их помощь ни в каком виде не нужна. Я жду полного наказания, максимального наказания для этого убийцы", - говорит Михаил, сын погибшей.
Но как будет развиваться это дело, станет понятно, как только его передадут в суд.
"Дочь моя, ты должна жить! Моя любимая".
Пожалуй, самая громкая история этого лета.
" Беспредел!
- Всі назад!"
Центр столицы. На пешеходном переходе внедорожник буквально сносит 10-летнюю девочку. Ребенок умирает в карете скорой.
"Была жуткая картина, когда двое родственников молились, что-то бормотали, оперевшись на машину скорой помощи. Водитель себя вел достаточно буйно, кричал на полицейских, поэтому его заковали в наручники и спрятали в машину полиции. Ехал на красный сигнал светофора. Потому что здесь часто так делают", - рассказывает Влад Антонов, автоэксперт, руководитель сайта dtp.kiev.ua
За младобизнесмена Кирилла Островского пытались вступаться даже политики. Но общественный резонанс пока не дал эту историю замять. Виновник до 21 сентября будет в СИЗО, дело на этой неделе передали в суд. Ему грозит до 8 лет тюрьмы.
"Задача защиты максимально снизить степень вины водителя, показать, что девочка выбежала, что он ехал с допустимой скоростью, что светофор не был таким красным, как это изначально казалось", - говорит Влад Антонов, автоэксперт, руководитель сайта dtp.kiev.ua
Схем, как избежать наказания, много. Самая распространенная - решить все на месте. Здесь, говорит юрист-криминолог Анна Маляр, все средства хороши. Звонок влиятельному другу, хитрость и изворотливость.
"Не очікувати поки будуть вже проведені експертизи, поки буде забрано матеріал, приміром, затягнути час до експертизи, на яку потрібен біоматеріал, тому що, якщо ми говоримо про стан сп'яніння, то ми всі розуміємо, що алкоголь випаровується", - рассказывает Анна Маляр, юрист-криминолог.
Расценки для "решал" - тоже известны.
"Если речь идет об обычной пьянке - цена вопроса часто составляет 200-300-400 долларов в зависимости от того, на каком уровне происходит решение вопроса", - говорит Влад Антонов автоэксперт, руководитель сайта dtp.kiev.ua.
А вот если нужно "забыть" о наезде на человека - счет уже на тысячи долларов.
"Если это был пьяный пешеход, который вам бросился на капот, это будет одна сумма. Если вы сбили девочку на пешеходном переходе, проехали на красный - это будет другая сумма. Когда речь идет о резонансе, суммы могут увеличиваться", - говорит, Влад Антонов автоэксперт, руководитель сайта dtp.kiev.ua.
Если же все дошло до суда, как в харьковской трагедии с участием студентки Елены Зайцевой, тогда и схемы будут изощреннее. Стандартные методы тут не работают.
"Я не знаю, как я буду жить с этим дальше. Я никогда больше не сяду за руль, клянусь".
Деньги - здесь решают не все.
"По 50 тысяч гривен каждому потерпевшему. Люди были возмущены, люди на этих эмоциях вернули эти денежные средства", - говорит Лариса Матвеева, представитель потерпевших.
Новость этой недели: ключевой свидетель в деле - нарколог - исчезла. И, возможно, сейчас она пребывает на неподконтрольной территории. А это может поменять ход судебного следствия!
"Були взяті аналізи, більш-менш всі розуміли, яким буде результат. Проведена експертиза, результат не на її користь. експерта нема. Експерт зник", - говорит Анна Маляр, юрист-криминолог.
Представители потерпевших подозревают - все идет к тому, что реальный срок если и будет, то минимальный. Чем дольше тянется эта эпопея, тем больше в ней возникает вопросов.
Дорога ошибок не прощает - будь ты водитель или пешеход. Горит зеленый или идешь по зебре - будь предельно аккуратным. Как минимум - смотри по сторонам, а не в телефон.
3 с половиной тысячи. Именно столько людей ежегодно погибают на украинских дорогах. Сколько из них - по вине мажоров? Такую статистику - никто не ведет.
Полная индульгенция. Если папа чиновник, депутат или бизнесмен.. Договориться можно. Схемы отлажены и таксы известны. Вот только мало кто платит за утраченное здоровье или жизнь".
После харьковской истории, в Украине снизили допустимый скоростной лимит до 50 километров в час. Но ездить медленнее не стали. Теперь в Министерстве внутренних дел в очередной раз заговорили об ужесточении ответственности и дополнительном контроле.
"Процедура видеофиксации, ужесточение правил дорожного движения и целый ряд процедур, а также прав полицейских на дороге. Мы очень рассчитываем, что в сентябре-начале октября эти документы будут приняты", - говорит Арсен Аваков, министр внутренних дел Украины.
А вот эксперты, плюс ко всему, предлагают наказывать мажоров миллионами. Установить сумму компенсации за жизнь погибшего в аварии.
"Два с половиной миллиона гривен. Это та цифра, которую надо принять и ею пользоваться в судах. Большие деньги семья Зайцевой платит, наверное, в виде взяток, скорее всего и оплачивает адвоката работу. Она убила 6 человек, 6 семей потеряли кормильцев. Если бы это было, например, в Европе, то каждая семья получила бы полтора миллиона евро", - говорит Михаил Берлин, глава правления "Всеукраинского партнерства за безопасность дорожного движения".
В парламенте и Кабмине пока думают. Но сработает ли это? Или мажоры, как обычно, после поутихших резонансных историй, вернутся на дороги королями. Ведь влиятельные родственники и знакомые - надежно защищают их от справедливости.
"Он должен понести максимальное наказание. Я не верю ни одному его слову", - говорит Татьяна Савина, подруга Аллы.