Андрей Магера: Юридических оснований для отмены выборов не существует [ Редагувати ]
4 апреля была завершена регистрация кандидатов в президенты: из 46 претендентов отсеялась ровно половина - зарегистрировано только 23. Заместитель председателя Центральной избирательной комиссии Андрей Магера считает, что и этого количества претендентов много и она влетит государству в лишнюю копейку. Ранее Магера считался одним из немногих представителей оппозиции в ЦИК, сейчас ситуация изменилась, более того, новая власть даже не ставила вопрос о смене председателя комиссии - откровенного протеже "регионалов" Михаила Охендовского.О том, насколько ЦИК будет беспристрастная, как можно сорвать выборы, что делать с избирателями Крыма, почему местные референдумы не сыграют на руку сепаратистам и за что именно пострадал кандидат Дарт Вейдер, Магера рассказал в интервью.
Начнем с насущного - на прошлой неделе была завершена регистрация кандидатов в президенты. Почему было отказано в регистрации Дарту Вейдеру и многим другим кандидатам?
- Если коротко охарактеризовать, то не для всех отказов была одна и та же основание - отсутствие денежного залога. Относительно кандидата Вейдера, на первый взгляд казалось, что документы вылизанные и грамотно написанные, но многих моих коллег смутило то, что они написаны разными почерками. Член ЦИК Игорь Жиденко, который непосредственно отвечал за рассмотрение этого вопроса, обратился как в правоохранительные органы, так и в Одесскую область по адресу места проведения этого так называемого съезда Интернет-партии. В документах, поступивших в ЦИК, указано, что на этом съезде приняли участие 208 участников, которые выдвинули этого кандидата. От поселкового совета мы получили информацию, что адрес помещения, где якобы проходил этот съезд, двухэтажный многоквартирный дом. Понятно, что провести съезд партии в таком помещении невозможно, поэтому имеет место нарушение порядка выдвижения кандидатов партией. Далее возник вопрос по программе - или это программа кандидата на пост президента Украины, или кандидата на пост монарха земного шара. Я уже не говорю, что в ней призывы к войне и других противоправных действий - в частности говорится о боевой космической станции. И третье - относительно декларации о доходах и имуществе, кандидат отметил, что это - право Вейдера. Однако фамилия и имя он сменил только в этом году, и в 2013-м году, за который была подана декларация, не было никакого Вейдера.
Но в принципе, если документация чистая, по существующему избирательному законодательству в президенты может и Иосиф Сталин баллотироваться, и Рональд Петрович Рейган?
- К сожалению, закон не рассматривает такие патологические ситуации и рассчитан на то, что документы будут подавать адекватные, психически здоровые люди с серьезными намерениями.
Или вы ожидали такое большое количество кандидатов, которых не остановил довольно немалый залог?
- Я думал, что количество кандидатов будет меньше, чем на выборах 2010 года. Рассчитывал, что будет где-то восемь-десять кандидатов, а в последние дни был просто шквал поступлений документов в ЦИК . В 2004 году было 24 кандидата , в 2010-м году - 18 , сейчас - 23. Конечно, их количество может быть уменьшено за счет тех, кто снимет свою кандидатуру.
Насколько такое неожиданное количество кандидатов усложнило работу ЦИК? В том числе, и с финансовой точки зрения.
- Безусловно, усложнила, потому что мы вели расчет из 20 кандидатов. Надо же было давать предварительные расчеты и Кабинету министров, и министерству финансов. Трудно говорить о конкретной сумме, насколько подорожали выборы, но они однозначно будут дороже, чем мы рассчитывали. Интересной особенностью этих президентских выборов является то, что их значение постоянно растет от выборов к выборам. Если раньше у нас баллотировались "великие князья", "цари - красно солнышко", на этот раз уже документы даже "короли" подавали. Растет социальный статус.
Некоторые политики призывают провести одновременно с президентскими парламентские выборы. Реально ли это?
- Я против этого в силу многих причин. Досрочно прекратить полномочия Верховной рады не имеет права исполняющий обязанности президента и председателя Верховной рады. К тому же для этого должны быть конституционные основания, а основание, что было использовано в 2008 году, сегодня использовано быть уже не может. Не надо забывать и о том, что должна быть какая-то легитимность власти - нельзя всем сразу идти на выборы, особенно в данный период.
Рада внесла изменения в избирательное законодательство, которые направлены на то, чтобы затруднить срыв президентских выборов. Господин Янукович из Ростова уже назвал их антиконституционными. Как вы их оцениваете?
- Эти изменения улучшают ситуацию, они являются более демократическими, чем были до того.
Сейчас постоянно звучат опасения относительно возможного срыва этих президентских выборов. Насколько вы считаете такой сценарий вероятным?
- Юридических оснований для переноса или отмены выборов не существует априори. Определенный риск может состоять в том случае, если в Украине будет объявлено военное положение, а в указе президента о введении такого положения должна быть четко определена статья 103 Конституции, действие которой временно останавливается в части реализации права голоса гражданами Украины относительно выборов президента. Чрезвычайное положение вообще не может быть введено по той причине, что исполняющий обязанности президента не в праве его вводить. Конечно, могут повлиять какие-то внешнеполитические обстоятельства, но у меня нет видения того, как эти выборы можно сорвать.
А какие-то беспорядки именно в день выборов не могут стать основанием для признания их несостоявшимися?
- Такого не может быть. Даже если в отдельных местностях проходить подобные противоправные действия, то, думаю, власть будет к этому готова. К тому же, надеюсь, к тому времени наша граница перестанет быть проходным двором.
Сейчас в парламенте застопорилось принятия изменений в законодательство о местных выборах. Почему так произошло, по вашему мнению?
- В законопроекте об изменениях в закон о местных выборах захотели достичь максимума . Но этим законопроектом решались насущные проблемы. Например, по действующему закону о местных выборах лицам запрещено входить в состав различных избирательных комиссий, которые занимаются президентскими, парламентскими или местными выборами. Этот запрет надо было снять, ибо в случае проведения одновременных выборов нет смысла на одном участке образовывать две участковые комиссии и тратить такую большую сумму денег на соответствующие мероприятия. Да и где найти столько людей для комиссий, помещения и так далее? Именно этими изменениями эта проблема снималась. Также снималась бы проблема отсутствия в Киеве районных избирательных комиссий. Как проводить местные выборы в столице когда по действующему закону должна быть одна городская избирательная комиссия и более тысячи участковых? Как городская комиссия раздать бюллетени этим участковым комиссиям и каким образом потом принять от них документы? Без десяти районных комиссии в Киеве обойтись невозможно и в законопроекте была предусмотрена необходимость их образования. Но кроме таких аспектов, в этом законопроекте было много вопросов политического характера. Например, вопрос избирательной системы.
В два тура хотели мэров выбирать.
- Как член ЦИК, а как эксперт, я склоняюсь к тому, что двухтуровая система намного лучше, потому что не дает прийти к власти совершенно случайным людям. Но считаю, что концептуально неправильно до очередных выборов, даже в порядке эксперимента, менять избирательную систему. Ведь фактически в Киеве и не только в нем председателя или депутаты местного совета избираются только на год - до 2015-го. Еще один вопрос политической целесообразности в законопроекте - предоставить право центральным органам партии выдвигать кандидатов на местных выборах и их представление считать приоритетным относительно представления местной организации той же партии. Это многим не понравилось.
Или, по вашему мнению, будет найден какой-то консенсус до выборов?
- Думаю, будет, хотя бы по той причине, что нормы, которые влияют на процедуру и делают проведение выборов в Киеве, просто жизненно необходимы. Даже если этот законопроект не будет принят, может быть инициирован какой-то коротенький законопроект, касающийся исключительно точечных вопросов - тому же вопросу совмещения членства в различных комиссиях. Чтобы вы понимали, закон о местных выборах 2010 года - худший из всех избирательных законов, которые Украина имела по крайней мере в течение последних десяти лет. Он очень антидемократический, создает предпосылки для злоупотреблений и фактически позволяет территориальным комиссиям безосновательно отказывать в регистрации кандидатов, отменять регистрацию по надуманным причинам. Закон нужно менять и даже можно этот законопроект разделить на две части - политическую и организационную. Тогда, возможно, процедурные моменты пройдут и за них даже не 226 депутатов проголосуют, а 300-400.
Сейчас активно муссируется тема закона о местных референдумах - причем вспоминают ее как те, кого называют сепаратистами, так и нынешняя власть. Например, вице - премьер по региональным вопросам господин Гройсман. Как вы считаете, будет ли принят такой закон в ближайшей перспективе?
- В ближайший месяц вряд ли, потому что над ним надо много работать. Но когда кто-то думает, что существует опасность того, что после принятия этого закона области выйдут из состава Украины, хочу их разочаровать. Местные референдумы в Украине бывают только двух видов: местный референдум АРК, который предусмотрен Конституцией Украины, и референдум общин - сельского, поселкового или городского. Там, где общины нет, референдума быть не может. Областной и районной общины нет - поэтому областного и районного референдумов быть не может. Поэтому я хочу успокоить тех, кто считает, что из-за закона о местных референдумах области будут решать какие-то свои вопросы. Никто ничего не будет. Но есть вопросы местного значения, которые необходимо решить – например, объединение или разъединение сел в одну общину можно определить только референдумом.
А скажем, языковые вопросы гипотетически могут быть предметом референдума?
- Областного и районного - нет. А на уровне города, села, поселка теоретически может, но, на мой взгляд, эту проблему должен решать закон, а не референдум. Потому что референдум по языковому вопросу будет однозначно накалять страсти и разъединять страну. С точки зрения интересов государства не стоит проводить такие референдумы. Существует демократический способ решения языкового вопроса: один государственный язык - украинский, из-за того, что 68% процентов украинского по данным переписи населения считают его родным, а на уровне местностей ничего страшного не будет, если какой-то другой язык приобретет статус официального. Например, если в Донецкой области более 70% считают родным языком русский, то проблема в том, чтобы применять его как официальный наравне с государственным, и требовать от чиновников, чтобы они знали оба языка, причем одинаково хорошо? Это уже дело граждан, на каком языке им получать информацию или услуги от государственных органов. Но я убежден, что другой язык может приобрести официальный статус только там, где количество жителей, которые считают его родным, превышает 50%. Например, в Береговском районе Закарпатской области большинство считает таким венгерский. Но если 40% считают своим родным языком другой, они не могут навязывать свой язык 60%.
Предполагаете ли вы сложности в образовании комиссий на общероссийском уровне? Очевидно, что многие из кандидатов в президенты зарегистрировались только для продажи своей квоты в комиссиях.
- Могут быть определенные трудности, и мы от этого не застрахованы. Если кандидат нашел 2,5 миллиона для залога, вполне логично, что в СМИ появляется информация, что кандидаты затем могут торговать своими местами в комиссиях, чтобы эту сумму вернуть. Надо думать над тем, каким образом поменять систему формирования избирательных комиссий. На парламентских выборах можно предоставить право формирования избирательных комиссий исключительно парламентским партиям. На президентских выборах также нужно делать альтернативный способ подтверждения серьезности намерений кандидатов. Денежный залог не должен быть единственным индикатором этого, может быть еще сбор подписей лиц, имеющих представительский мандат. Условно говоря, кандидат должен получить поддержку 45 народных депутатов Украины или 500 депутатов областных советов. Эти подписи надо запретить отозвать и запретить подписываться за нескольких кандидатов. Денежный залог можно при этом оставить. Если на выборы идут люди без авторитета, которым просто некуда девать деньги, можно и 10 миллионов внести залог, но при условии, что будет и альтернативный способ.
На многих прошлых выборах мы были свидетелями того, что члены комиссий просто куда-то исчезали и комиссия не могла принимать решения. Стоит ли ожидать таких же сценариев?
- В таких случаях просто надо оперативно работать комиссиям высшего уровня. Если речь идет об окружной комиссии, ЦИК должна срочно прекратить ее полномочия за нарушение присяги и срочно формировать ее новый состав, чтобы избирательные права граждан были гарантированы. То же касается участковых комиссий, на бездействие которых должна незамедлительно реагировать окружная. При необходимости привлечения силовых структур, открытие конкретных производств, их тоже надо подключать. Все должны понимать, что это не шутки. Когда человек пишет заявление, что согласен работать в избирательной комиссии, это лицо прекрасно понимает, какую ответственность на себя возлагает и какие последствия могут быть за халатное отношение к исполнению обязанностей.
Есть подозрение, что многие кандидаты пошли в президенты, чтобы обезопасить себя от преследований новой власти. Может ли это реально сделать их кандидатский статус?
- С юридической точки зрения статус кандидата на пост президента Украины не дает никакой неприкосновенности. Перечень лиц, имеющих неприкосновенность, в Конституции исчерпывающий, и кандидатов в президенты там нет. Относительно возможных разговоров о политическом преследовании таких кандидатов, то поверьте - мир настолько узкий и информация подается настолько широко, что каждый знает, кто, чем дышит и кто стоит за каждым кандидатом. Если человек совершил противоправное деяние, то ни один статус кандидата в президенты ей в этом не поможет.
В большинстве членов ЦИК, в том числе, у вас заканчивается срок полномочий после первого тура выборов. Что делать с этой коллизией?
- По действующему закону, истечение семилетнего срока с момента назначения автоматически не запрещает члену ЦИК выполнять обязанности. У меня и многих моих коллег (12 из 15) срок истекает 1 июня, но члена ЦИК освобождает исключительно Верховная рада по представлению президента. Поэтому мы будем выполнять свои обязанности, пока не завершится избирательный процесс и не будут установлены официальные результаты. А дальше новоизбранный президент с Верховной радой внесут новых 12 кандидатур. Я считаю, что это абсолютно правильный подход, потому изменение состава ЦИК в разгар избирательного процесса - это большее зло.
Как вам работается с председателем ЦИК господином Охендовским, который, что не является секретом, был ставленником старой власти?
- Конечно, это не секрет - он неоднократно предлагался в состав ЦИК от Партии регионов и работает в комиссии более десяти лет. Он, как и я, впервые принес присягу 19 февраля 2004-го года. Думаю, никто в стране не будет отрицать его очень высокий профессиональный уровень, и, по крайней мере, в составе ЦИК этот уровень никто не отрицает. Конечно, у каждого человека могут быть свои симпатии и антипатии, но если это не проявляется публично, тогда человек не нарушает закон.
Новая власть, насколько я понимаю, не поднимала вопрос замены Охендовского.
- Насколько мне известно, такое требование не звучало ни в парламенте, ни за его пределами. А вопросы могут возникать к любому из 15 членов ЦИК.
Считалось, что в ЦИК преобладают сторонники "бело-голубого" лагеря, вы с Усенко-Черной были в меньшинстве. Какова сейчас ситуация, особенно с новыми назначениями?
- Те члены ЦИК, ушедших тоже приложились к работе комиссии за истекший период. Кто-то может оценивать их положительно, кто-то - отрицательно, но они были ее составной, это история. С другой стороны, приход новых молодых членов предоставляет свежую струю. По моим наблюдениям, это не был плохой выбор Верховной рады. В них высокий профессиональный уровень и они уже доросли до ЦИК.
У вас есть уверенность, что Охендовский не будет по старой памяти тянуть того же Добкина?
- У любого из членов ЦИК, который попытается кого-то откровенно тянуть, не будет будущего в профессиональном плане - он себя просто дискредитирует. Поэтому я не верю в варианты, когда кто-то из моих коллег будет такое делать. Тем более не надо забывать, что мы живем в 2014 году.
Так в ЦИК сейчас условный политический баланс?
- Естественно, что при рассмотрении тех или иных вопросов у нас есть большинство и меньшинство. Иногда я бываю в большинстве, иногда - в меньшинстве. Есть члены комиссии, которые настроены достаточно конструктивно и не столь безапелляционные в своих утверждениях - это позволяет им в определенных случаях поддерживать то одну, то другую позицию, если они не являются взаимопротивоположными. Говорить о большинстве или меньшинстве в комиссии, как о некоем механизме, было бы неправильно.
Будут, по вашим прогнозам, какие-то демарши с "особым мнением", которые вы делали на последних парламентских выборах?
- Член ЦИК обязан подписывать протокол, независимо от результатов. Если он считает, что на выборах имели место существенные нарушения, в частности, которые повлияли на результаты, он вправе представить свое особое мнение и приложить к протоколу заседания. Я также неоднократно пользовался этим правом.
Что делать с выборами в Крыму? Там есть много людей с украинскими паспортами, которые захотят проголосовать на президентских выборах в Украине. Как организовать для них процесс голосования?
- В вопросе Крыма не имеют права на существование крайние точки зрения. Первая крайняя точка состоит в том, чтобы создать на полуострове комиссии и проводить выборы, как ни в чем не бывало. Я ее не разделяю в силу того, что официальный Киев не контролирует эту территорию и не может гарантировать независимость избирательных комиссий, прав кандидатов, доверенных лиц, наблюдателей и представителей СМИ. И самое главное - Киев не может гарантировать, что во время процесса голосования избиратели Крыма и Севастополя смогут свободно реализовать свой выбор, и он потом не будет искажен. Вторая крайняя точка зрения состоит в том, чтобы вообще не замечать, что у нас существует автономная республика Крым и город Севастополь, и вообще лишить тамошних жителей права голосовать. Этот подход я тоже считаю неправильным, потому что это украинская территория, даже если она сегодня является оккупированной. Делать нашими же руками отторжения этих территорий от официального Киева было бы очень большой ошибкой.
Так а где именно территориально должны быть расположены места для голосования для крымчан?
- Даже без изменения избирательного закона такой механизм для них существует. Жители Крыма могут приехать куда-либо на материковую часть Украины, обратиться в орган ведения реестра избирателей, который существует при каждой райгосадминистрации или исполнительном комитете городского совета, и подать заявление о временном изменении места голосования, но без изменения постоянной избирательного адреса. Формально они не смогут проголосовать у себя дома, потому что их включат в списки избирателей по другому адресу. Но здесь есть один нюанс - это заявление они должны подать заблаговременно, не позднее чем за пять дней до дня голосования, то есть до 19 мая. Проблема в том, что им или дважды предстоит приехать - чтобы подать заявление, а потом чтобы собственно проголосовать 25 мая или приехать на неделю.
То есть они могут где угодно на материке подать это заявление и проголосовать?
- Практически да. Конечно, в заявлении им предстоит обосновать, почему они приезжают, что они проживают на оккупированной территории, где нельзя реализовать право голоса. Могут быть и другие механизмы, которые не исключают то, о чем я сказал. Но другие механизмы обязательно потребуют изменений в закон о выборах – определение избирательных участков в ближайшей Херсонской области, которые должны быть дополнительно созданы и куда могут приехать избиратели из Крыма и Севастополя, или отдельных участков в каждом из областных центров Украины.
То, что вы предлагаете, фактически аналог открепительных.
- Грубо говоря, это и есть открепительные удостоверения, но они не бумажные, а электронные. Контроль здесь лучше, потому что есть система реестра и двойное голосование человека исключается .
На этих выборах смогут проголосовать и те, кто уже получил российские паспорта, при этом оставив украинской?
- Конституция Украины запрещает двойное гражданство. В отношении тех граждан Украины, которые добровольно получили другое гражданство, может быть применена процедура прекращения украинского гражданства.
А как получить эту информацию? Делать запросы в Россию?
- Важный момент: решение о прекращении гражданства Украины выдает единственный субъект - президент Украины. И пока ЦИК и наша служба реестра не будет иметь указ президента о прекращении гражданства отдельно взятого избирателя, это лицо мы будем считать гражданином Украины и оно будет голосовать.
Откуда президент Украины будет иметь эту информацию, если, скажем, Россия не захочет ею делиться?
- При президенте действует, как совещательный орган, комиссия по вопросам гражданства. Президент использует данные органов исполнительной власти, может использовать данные МИД, СБУ, Службы внешней разведки. Наконец открытые официальные данные - на "Собрании законодательства Российской Федерации" всегда издаются указы президента РФ о принятии гражданства России и других лиц. Причем отмечается не только фамилия и отчество такого лица и год рождения, но и из какого региона этот человек приехал.
Как вы на данный момент оцениваете готовность ЦИК к выборам?
- Считаю, что все, что от нас зависит, мы сделали, и процесс проходит по календарному плану. Есть отдельные опасения относительно финансирования, но мы надеемся, что ко времени образования окружных избирательных комиссий у нас будет достаточно средств, чтобы выплачивать членам этих комиссий заработную плату.
И какие это суммы?
- Эта плата будет зависеть от среднего размера зарплаты по месту работы лица, которое временно идет работать в избирательную комиссию, или, если человек не работает, оплата будет зависеть от расценок, которые зависят от постановления правительства, которые в свою очередь зависят от размера минимальной зарплаты. Из примерно двух миллиардов гривен, выделяемых на проведение этих президентских выборов, около 80-85% составляют расходы на оплату труда членов окружных и участковых комиссий и начисления на эту оплату. На руки люди получают больше тысячи гривен в месяц.