Год назад разбился вертолёт с пограничниками [ Редагувати ]
Ровно год назад произошла катастрофа украинского вертолёта "Ми-8". Двенадцать пограничников, а также гражданский специалист - погибли. Выжить удалось только одному пассажиру. "Ми-8", следовавший по маршруту Вилково-Остров Змеиный, рухнул через шесть минут после взлёта. И до сих пор не известно, что стало причиной трагедии.
Этот салют - в память о тринадцати погибших. В годовщину катастрофы в Измаиле, где служили пограничники, открыли мемориальную плиту. В том рейсе 27-го марта на остров Змеиный летело почти всё командование погранотряда - во главе с командиром Владимиром Кузьменко. После аварии его сын, восемнадцатилетний Никита, изменил жизненные планы и решил стать пограничником - как отец.
Никита Кузьменко, сын командира отряда, погибшего в катастрофе:
- Тяжело жить, не зная цели в жизни, у отца была цель - достроить этот остров, он мне постоянно про него говорил: "Дострою, дострою", и вот - всё! То есть он сделал своё дело, я так думаю.
Из-за чего погиб его отец вместе с сослуживцами до сих пор неизвестно. Причины катастрофы не установлены. Единственный выживший в аварии - Евгений Челарский после десятка сложных операций, только недавно стал на ноги. Следователи с нетерпением ждали, когда он начнёт давать показания. Но напрасно.
Евгений Челарский, единственный выживший в катастрофе:
- Загрузились, помню, да. Взлетали. Дальше - всё… Момент взлёта помню, а дальше уже - память отключила сознание.
Одну из первых версий - о том, что вертолёт был перегружен, отвергли практически сразу.
Андрей Анастасов, корреспондент
- Найти не предположительную, а точную причину крайне важно, чтобы избежать подобных трагедий в будущем. Спустя год после катастрофы расследование пока не может дать однозначный ответ - почему вертолёт не смог выйти из крутого виража. На сегодня есть две версии.
Либо ошибка пилота, либо сбой в работе авиатехники - такие выводы расшифровок "чёрного ящика". Вот диаграмма последних минут полёта. После старта в городе Вилково, у морского побережья, вертолёт должен был набрать высоту и повернуть направо к Змеиному. Неожиданно машина почему-то уходит влево и резко вниз: крен увеличивается и становится смертельно опасным. Бортовой самописец зафиксировал: пилот пытался вывести вертолёт из крена, и всё время добавлял газ. Но куда он направлял Ми-8 - таких записей в "чёрном ящике" нет.
Николай Тепан, начальник авиационного управления и авиации Госпогранслужбы Украины:
- Получается, вот таким образом: увеличение крена, столкновение и переворот. Нет тех достаточных, объективных данных, которые сказали бы почему. Потому что не фиксируется положение ручки управления летательным аппаратом - по этим кривым мы видим только положение летательного аппарата, как он был расположен. А как летчик управлял - мы не видим.
После трагедии Ми-8 все лётчики-пограничники заново подтверждали свою квалификацию. Погранслужба в этом году потратит 2 миллиона гривен на современные "бортовые самописцы" для вертолётов. Чтобы фиксировать не шесть параметров полёта, как сейчас - а около ста.
Андрей Анастасов, Игорь Мехоношин, "Подробности", телеканал "Интер", Одесская область.