В Крыму - пик активности оползней [ Редагувати ]
В Крыму - пик активности оползней. Подобное явление происходит на полуострове раз в 100 лет. Под угрозой - жилые дома, городские коммуникации и автотрассы. Если мощные оползни разрушат дорогу на Ангарском перевале и тоннель в районе Фороса - путь к курортам Южного побережья окажется практически закрыт. Подробности в материале Максима Кошелева.
Что такое оползень - в этой пятиэтажке знают не понаслышке. Сорок пять лет назад дом построили на участке, где уже было оседание грунта. Спустя несколько лет под тяжестью здания почва «поплыла», дом стал наклоняться, а в стенах появились огромные сквозные трещины. Здание пытались укрепить с помощью стальных стяжек. Не помогло. Маяки из гипса и стекла, которые ставят для контроля за трещинами, выдерживают несколько дней. Жители говорят, что ощущают даже самые незначительные подземные толчки.
Вера Иваненко, жительница аварийного дома:
- Я однажды проснулась, думаю - что такое? Как в лодке. Меня качает туда-сюда, туда-сюда. Даже вот происходят какие-то в природе землетрясения - у нас это ощутимо.
Здание признали аварийным, и люди ждут отселения уже больше шести лет. Так же, как и жители еще нескольких домов в Крыму. Оползень угрожает и автомобильным дорогам. На трассе Симферополь-Ялта-Севастополь - более 250-ти опасных участков. Третья часть оползней сейчас, после таяния снега, - в активной фазе.
На Ангарском перевале - один из самых больших крымских оползней. Шесть лет назад здесь пришлось переносить автотрассу Симферополь-Ялта, тогда же построили три мощных сдерживающих стены и уложили новый дренаж. Но оказалось, что остановить оползень люди не в силах. Из-за большой транспортной нагрузки и постоянной подпитки водой грунт продолжает сползать вниз.
Здесь рядом находятся сразу три крупных оползневых «языка». Бетонные сваи, которыми их пытались стабилизировать, под напором влажного грунта ломаются как спички. Сдержать напор земли невозможно, говорят ученые. Нужно строить здесь мост. Причем, не медля - в ближайшие два года. Иначе путь в Ялту и Алушту будет перекрыт.
Валентин Завойчинский, начальник Службы автомобильных дорог в Автономной республике Крым:
- Участки дорог, о которых мы говорим, идут по ЮБК. Объехать их практически невозможно. Поэтому дешевле предупреждать разрушительную деятельность оползней и обеспечивать постоянное движение. Чем потом уже работать по факту разрушения.
Еще один оползень угрожает единственному в Украине подземному автотоннелю. Чтобы его обезопасить, нужны миллионы гривен. Но денег нет. За последние 20 лет программа противодействия оползням финансировалась в полном объеме только в 2007 году. Несколько лет на это вообще не выделяли ни копейки.
Максим Кошелев, Виталий Зятковский, «Подробности», ТК «Интер», Крым.