КамАЗ сегодня отмечает 35-летний юбилей [ Редагувати ]
Ровно 35 лет назад в Набережных Челнах с конвейера сошел первый КамАЗ. Этот грузовик создали на одном из самых крупных в мире автомобильных заводов. Наш корреспондент Галина Скибневская увидела первую модель КамАЗА - ту, с которой все начиналось.
Здесь каждый час с конвейера сходит 10 новых машин. Этот цех - лишь верхушка айсберга. Над одним автомобилем трудятся почти 50 тысяч человек. Специалисты завода говорят: сейчас создать такой огромный комплекс, где машины собирают с нуля, не удалось бы.
В начале семидесятых никто и подумать не мог, что этот проект станет последней ударной комсомольской стройкой. Работать в Набережные Челны приезжали со всего Союза: за 10 лет население города выросло почти в 20 раз.
Николаю Сморжуку было 20, когда он приехал сюда из Волынской области.
Николай Сморжук, начальник цеха сборки автомобилей:
- У нас было модно тогда на спине написать: кто ты, откуда ты. Идешь - Волгоград, идешь - Украина, у меня было написано "Припять". Краской на стройке, трафареткой написали - география всей страны была.
По традиции план перевыполнили, строить завод закончили раньше сроков, а первый КамАЗ 5320 приурочили к очередному съезду.
Машину сделали трехосной, чтобы уменьшить нагрузку на трассу: хороших дорог, которые могли без последствий выдержать такую тяжелую технику, в СССР почти не было. Впервые немалое внимание уделили комфорту водителя.
Юрий Пивушков, главный конструктор по испытаниям ОАО "КамАЗ":
- Впервые на КамАЗах было поставлено подрессореное сидение. Это было первое сидение такое - сейчас многие смеются над ним, а в те времена это было одно из самых передовых водительских сидений. Обязательно гидроусилитель руля. Это давало возможность водителю одним пальчиком крутить рулевое колесо.
В современных моделях о первом КамАЗе напоминает только внешний вид кабины, но и ее скоро изменят - по теперешним меркам стала тесновата.
Галина Скибневская, корреспондент:
- Вот они - самые знаменитые в мире КамАЗы. Их еще называют синей армадой. Именно эти автомобили уже десятый раз выигрывают самое популярное авторалли планеты.
Труднейшую гонку мира, в которой хотя бы дойти до финиша - уже удача, команда КамАЗа проходит с легкостью. В этом году состязались фактически между собой - синим достались четыре первых места.
Здесь, в родных Челнах, пилоты чинят и совершенствуют свои детища перед новым стартом.
Ильгизар Мардеев, пилот команды "КамАЗ-мастер", 4 место на ралли "Дакар-2011":
- Мы к машине относимся, как к живому существу, и частенько разговариваем с ней, просим ее помочь и не подвести. Не относимся к ней потребительски. Надо, чтобы выдерживали и люди, и выдержала машина.
Иметь спортивный грузовик и выигрывать на нем гонки такого уровня - дорогое удовольствие. В мире предприятий, которые могут себе это позволить - единицы. Но и дивиденды немалые - теперь никому заграницей не нужно объяснять, что такое КамАЗ.
Галина Скибневская, ОЛЕГ Невядомский, "Подробности". Телеканал "Интер"