В мире сегодня отмечают День защиты прав потребителей [ Редагувати ]
Сегодня - Всемирный День защиты прав потребителей. Именно 15 марта 1961-го года американский президент Джон Кеннеди выступил в Конгрессе с речью, в которой назвал четыре основных права потребителя - на информацию, безопасность, выбор и, конечно, право быть услышанным. С тех пор прошло 50 лет, и правила не изменились, правда, в разных странах к ним относятся по-разному. Насколько защищенным чувствует себя потребитель в Украине и Соединенных Штатах - сравнивали наши корреспонденты.
Елена и не предполагала о существовании этих механизмов. Новенькая машина из салона уже через три месяца и 11 тысяч километров пробега вышла из строя. Дорога в сервисный центр стала ее ежедневным маршрутом. В итоге - за полгода авто побывало на ремонте 15 раз.
Елена Цильвик, владелица автомобиля:
- Сотрудники стации просто откровенно после таких ежедневных обращений намекали мне, что нужно избавится от этой машины, мол, ну, не повезло вам.
Елена и готова отказаться от долгожданного приобретения, вот только официальный дистрибьютор наотрез отказался менять машину, и тем более - возвращать деньги. Единственное, чего добилась девушка - бесплатной замены "сердца" автомобиля. И это уже удача - уверены защитники прав потребителей. Они пытаются уладить жалобы на уровне "покупатель - продавец". И не доводить дело до суда.
Леонид Школьник, глава правления Союза потребителей Украины:
- Государственный орган не захищає, а в судах - коррупция, взяточничество и произвол.
От бракованных мобильных телефонов - до непригодных детских смесей. Доказывать низкое качество товара покупателю придется за свои деньги - поэтому люди даже и не берутся.
Светлана Чернецкая, корреспондент:
- Продукты неизвестного года изготовления, косметика без указанных компонентов, утюги, которые взрываются в руках. Здесь на лицо грубые нарушения прав потребителя. Но обменять товар, получить назад свои кровные, или самое элементарное - услышать извинения - в Украине почти нереально.
Максим Драбок, корреспондент:
- Во многих американских магазинах можно сдать даже начатый шампунь. При этом ничего особо объяснять ненужно - не понравился и все. Как правило, дается 30 дней для того, чтобы получить полный возврат денег. Но на практике можно вернуть товар и через месяц, и через два.
Просто вам отдадут уже не "живые" деньги, а виртуальные - на вот такой карточке, и с единственным условием - потратить возвращенную сумму в этом же магазине. Темпы экономического роста США на две трети зависят от того, насколько американцы активно покупают товары и услуги. Карлин Ренкин - 82 года. Любимое занятие и развлечение - шопинг.
Карлин Ренкин, жительница Вашингтона:
- У меня много прав как у потребителя, поэтому я и покупаю больше. Если что-то не понравится, всегда смогу вернуть.
Его ненавидят корпорации. Дэвид Батлер представляет Союз потребителей США, который уже 75 лет издает "Отчеты для потребителей". Это один из самых читаемых и влиятельных журналов Америки. Никакой рекламы - лишь суровая оценка качества товаров.
Дэвид Батлер, уполномоченный Союза потребителей США:
- Полвека назад мы заговорили о необходимости оснащать каждый автомобиль ремнем безопасности - и теперь это является правилом. В 60-е годы наш союз был одним из инициаторов предупреждения о вреде курения на пачках сигарет. Есть и много других примеров защиты прав потребителей.
В 30-е годы прошлого века Союз потребителей называли антиамериканской, подрывной организацией. Производители затевали судебные тяжбы. Но до сих пор ни одной так и не выиграли, потому что "покупатель всегда прав".
Максим Драбок, Светлана Чернецкая, "Подробности". Телеканал "Интер"