Идеи реалистов [ Редагувати ]
Банковский бизнес не только пытается "удержаться на плаву" в тяжелых условиях, но и генерирует идеи, которые способны сделать страну сильнее. В это было трудно поверить всего каких-то полгода назад, но так случилось, что сегодняшняя Украина живет войной. И это не гипербола и даже не характеристика психологического состояния граждан. Постепенно под военные потребности подстраиваются информационное пространство, инфраструктура, коммуникации страны.
Создаются каналы, по которым армия получает практически все - от средств защиты до продуктов питания. Точно так же спонтанно налаживаются схемы поставки гуманитарных грузов для мирных жителей, система помощи пострадавшим воинам и гражданским лицам, оказавшимся в зоне боевых действий. Создаются информационные ресурсы, призванные внести порядок во всю эту деятельность, сделать ее более эффективной.
Общество в лице активистов, волонтеров, представителей бизнеса титаническими усилиями в критических условиях и в сжатые сроки делает то, что не было сделано государством за более чем два десятилетия.
Ежедневно сталкиваясь на практике с теми или иными проблемами, граждане рождают сотни идей, которые способны сделать страну более устойчивой перед внешними угрозами. Особенно ценны идеи, предлагаемые крупным бизнесом, который способен генерировать системные предложения. Как правило, эти предложения возникают после того, как та или иная компания (или даже целый сектор экономики) на практике сталкивается с существующими проблемами.
В частности, банковский сектор одним из первых начал реагировать на происходящие в стране события. Ряд банков перечислил дневную зарплату персонала на потребности армии (Ощадбанк и др.). Другие финуреждения финансируют программы адресной помощи подразделениям Вооруженных Сил и Национальной Гвардии. Например, Дельта Банк реализует программу помощи раненным и семьям погибших солдат и офицеров.
Представители банковского сектора экономики объясняют такой подход тем, что в критических условиях логика бизнеса отходит на второй план. На первый выдвигается логика социальной ответственности.
Нередко решения государственного уровня становились следствием той или иной идеи, зародившейся в бизнес-среде. "Кредитные каникулы" для клиентов банков, призванных в армию, сегодня закреплены на законодательном уровне. Но некоторые банки ввели такую практику еще до принятия соответствующего закона. В качестве примера можно назвать программу "Допомога 2014" от Дельта Банка, предусматривавшую предоставление клиентам, которых мобилизовали или призвали на срочную службу в армию весной-осенью 2014 г., "кредитных каникул" на 6 месяцев по карточным и потребительским кредитам.
Еще одной инициативой банкиров, которая заслуживает внимания государства, является идея создания централизованной базы данных раненных и убитых в ходе антитеррористической операции.
Например, тот же Дельта Банк, кредит в котором есть почти у каждого десятого заемщика, принял решение о списании задолженности по предоставленным кредитам для военнослужащих, получивших ранения или погибших в ходе выполнения заданий в зоне АТО. Но в условиях отсутствия единого реестра военнослужащих, пострадавших в результате боевых действий, системное выполнение этого решения невозможно. "В итоге, банк списывает задолженность по кредитным договорам только тех заемщиков, получившим ранение или погибшим в ходе АТО, информацией о которых владеет, - отмечает Валентина Дудко, заместитель председателя совета директоров Дельта Банка. - Поэтому наличие единой общегосударственной базы данных, которая содержала бы идентификаторы, например, налоговые номера, всех погибших и раненых воинов, могло бы помочь не только нам, но и всем банковским учреждениям страны, среди которых наверняка найдутся желающие поддержать нашу инициативу. С этой целью Дельта Банк уже сделал соответствующие официальные обращения в Национальную Гвардию Украины, Службу безопасности Украины, Министерство обороны Украины и Службу пограничные войск Украины".
Идея банка может быть использована и парламентом, если тот сочтет нужным ввести дополнительные социальные гарантии для военнослужащих, имеющих финансово-кредитные отношения с банковскими учреждениями.
Банковский бизнес сейчас переживает не лучшие времена. И зачастую ему приходится отступать от жестких правил, действующих на рынке, ставить интересы общества и страны выше интересов бизнеса. Но некоторым неписаным отраслевым правилам, наоборот, он следует с подчеркнутым уважением. К таковым относится правило выделять значительные суммы на благотворительность.
Благотворительные программы, направленные на помощь солдатам и мирным жителям, пострадавшим в зоне АТО, а также семьям погибших, реализуют десятки банков - от маленьких региональных до крупных международных компаний.
Банк "Национальный кредит" совместно с благотворительным фондом "Лелеки" реализует проект по сбору средств в пользу пострадавших в зоне АТО. Клиенты банка получили возможность при обслуживании в кассах оставлять сдачу в пользу проекта.
Финансами, оборудованием, социальными программами помогают Вооруженным силам и мирным жителям банк "Киевская Русь", "Альфа-Банк Украина" помогает детям Донецкой области с организацией отдыха. Схожую деятельность ведут многие другие отечественные банки.
Дельта Банк предоставляет одноразовую нецелевую благотворительную помощь своим клиентам: по 50 000 гривен военнослужащим, которые были ранены, и по 100 000 гривен семьям погибших бойцов. Программа распространяется и на тех, кто не является клиентом банка в данный момент, но пользовался его услугами или продуктами в течение трех последних лет.
"Конечно, мы понимаем, что никакие деньги не компенсируют потерянное здоровье, не вернут родным и близким их мужей, отцов, сыновей. Однако сегодня очень важно найти в своем сердце место не только для боли и скорби, но и для действенных и реальных поступков! Если хотя бы треть украинских банков присоединится к нашей инициативе, каждый воин-участник АТО или его родные почувствуют существенную материальную поддержку и защищенность", - отмечает Валентина Дудко, заместитель председателя совета директоров Дельта Банка.
Новые идеи способны изменить жизнь конкретного человека, страны и даже всего мира. Эти идеи не обязательно должны быть эффектными и броскими. Иногда за простыми по своей сути предложениями людей, занимающихся конкретным делом, кроется больше, чем за самыми яркими выступлениями политиков или чиновников.
Поэтому к предложениям, высказываемым представителями общества и бизнес-среды, власти стоило бы прислушиваться даже внимательнее, чем к призывам самых популярных политических лидеров. Они знают, что говорят.