Что нужно знать о выборах-2006 [ Редагувати ]
В Украине стало недоброй традицией - избирательные законы принимаются, как правило, накануне непосредственного старта кампании и являются результатом, как правило, политических договоренностей. Можно сказать, что все выборы в Украине - и парламентские, и президентские - были уникальными. Похоже, не станут исключением и выборы в Раду 2006 года: впервые в Украине всех 450 депутатов будут избирать на пропорциональной основе.
Мы говорим "выборы" - подразумеваем "партия"...
Выборы в Верховную Раду планируется провести 31 марта следующего года. Пройдут они, опять же как планируется, на основании Закона Украины "О выборах народных депутатов" от 25 марта 2004 года. Принятие закона стало точкой (или скорее точкой с запятой) в политических баталиях вокруг пропорциональной системы парламентских выборов.
Напомню, что против закона решительно выступала тогдашняя оппозиция во главе с "Нашей Украиной", а за - пропрезидентское большинство. Ситуация, которая сложилась в 2004 году, была прямо противоположной расстановке сил перед парламентскими выборами года 2002-го. Тогда как раз нацдемы высказывались за "пропорционалку", а пропрезидентские депутаты были категорически против.
Основные положения закона, который должен вступить в силу 1 октября этого года, таковы: народные депутаты выбираются по избирательным спискам кандидатов в депутаты от политических партий в многомандатном общегосударственном избирательном округе; проходной барьер для партий и блоков партий снижен до 3%; удлиняется избирательный процесс до 120 дней (ныне - 90); официальные наблюдатели от общественных организаций не будут принимать участие в избирательном процессе. Есть и другие новшества, но они носят скорее технический, чем принципиальный характер.
По старому закону, на основании которого проводились выборы в Верховную Раду в 2002 году, половина депутатского состава (225 человек) избиралась по одному общегосударственному округу по открытым партийным спискам (барьер для партий составлял 4%). Другие 225 депутатов избирались в одномандатных мажоритарных округах. Именно в мажоритарных округах, по утверждению экспертов, было допущено наибольшее число нарушений и фальсификаций.
Список раздора
Главной проблемой при принятии закона был и остается по сей день принцип формирования партийных списков, то есть будут они открытыми или закрытыми. Выражаясь простым языком, вопрос в том, будет человек знать, за какие конкретно имена в списке он голосует, либо это останется для него "маленьким секретом", и голос свой он отдаст лишь за определенный политический бренд.
Последний вариант был бы о-очень выгоден непосредственным руководителям партий, которые после выборов на основе полученных голосов могли бы на свое усмотрение решать, кого брать в парламент, а кого оставлять "за бортом" высшего законодательного органа страны. За такой способ формирования депутатского корпуса выступали в основном партии, за которыми стоял крупный бизнес. Однако инициатива не прошла.
Потерпел неудачу и проект, согласно которому избиратель голосовал бы и за партию, и за конкретного политика из списка этой партии. В таком случае в парламент проходили бы представители партии, которые набрали наибольшее количество голосов (то есть, совершенно не обязательно это была бы первая пятерка-десятка-двадцатка списка). Естественно, при этом учитывался бы и общий процент голосов избирателей, который добыла бы партия.
В итоге компромисса система голосования по партийным спискам, которая использовалась в 2002 году, была, грубо говоря, просто применена ко всей стране, а институт мажоритарных выборов просто ликвидирован.
Согласно новому закону, партии на своих съездах утверждают полные списки кандидатов в депутаты. В бюллетене указываются, как и раньше, лишь 5 первых фамилий. Полные списки публикуются на сайте Центральной избирательной комиссии и в государственных газетах ("Голос Украины", "Правительственный курьер"). Избиратель может голосовать только за партию, а за конкретного политика - ни-ни. Встающую в таком случае проблему представительства в Раде украинских регионов предлагается решать самим партиям при формировании списков.
Таким образом, политикам остается "торговать лицом", а избирателям, которых волнует наличие в Раде их "местного" депутата, - лишь выискивать партию, в которой таковой кандидат имеется. Да еще надеяться, что сама партия наберет необходимые проценты.
Поэтому политологи уже давно предрекают образование к выборам многочисленных блоков партий, которые бы репрезентовали наибольшее количество регионов Украины и, соответственно, могли бы рассчитывать на максимальную поддержку широких слоев населения нашей страны. Вместе с тем вероятность каких-либо сюрпризов типа возвращения в парламент "зеленых" или приход "озимых" признается крайне малой.
"Пропорционалка": pro et contra
Новые правила избирательной игры были приняты всеми основными игроками на украинском политическом поле. Кем - с радостью, кем - с ненавистью, кем - по необходимости. Ведь не открою большого секрета, если скажу, что пропорциональная система выборов является лишь одним из элементов мало понятной обществу, но тем не менее упрямо продвигаемой представителями старой власти операции под кодовым названием "конституционная реформа".
Однако не углубляясь в такие запутанные политические джунгли, приведем основные "за" и "против" пропорциональных выборов в Верховную Раду по мнению наших (на)родных политиков.
По мнению социалиста Иосифа Винского, данная избирательная система позволит отобразить интересы граждан Украины. Также парламентарий считает, что она в состоянии привести в парламент людей, которые готовы реализовывать интересы и чаяния населения. Лидер социалистов Александр Мороз полагает, что пропорциональная система выборов - непременный атрибут любого демократического государства, и, видимо, поэтому необходима Украине.
Степан Гавриш убежден, что "пропорционалка" обеспечит прямую связь партий и избирателей, заставит партии "босыми ногами идти к избирателю и беспокоиться о его реальных политических интересах".
Не так оптимистичен Валерий Асадчев из "Нашей Украины". Однако и он, мажоритарщик, утверждает, что для пропорциональной системы в Украине время уже пришло. Однако он отдает предпочтение не общенациональному партийному списку, а региональному, что, по его словам, позволило бы гарантированно представить в Раде все украинские регионы.
И уж совсем "не в восторге от пропорциональной системы" Николай Гапочка (группа "Народный выбор"). Правда, почему - не объяснил.
Оно и неудивительно: в ситуации, когда все вокруг хлопают от восторга да и "сверху" приказывали радоваться недовольных находится немного, а те кто таки находится стараются тщательно скрывать сам факт или причины своей неудовлетворенности.
Поэтому негативы "пропорционалки" за политиков раскрыли политологи. Главный их аргумент состоит в том, что, хоть необходимость пропорциональных выборов и созрела, в Украине кроме социалистов, коммунистов, эсдэков и руховцев (включая УНП) практически нет реально "боеспособных" партий, хотя в Минюсте их числится более сотни.
Суммируем: с одной стороны у пропорциональной системы выборов есть шанс снизить возможности подкупа избирателей, манипулирования результатами голосования, а также позволить структурировать общество и сделать власть реально ответственной перед народом. С другой стороны, были, есть и, очевидно, будут обоснованы сомнения в том, что партии в их нынешнем состоянии способны эффективно выполнить роль инструмента волеизъявления народа.
PS Мораль: если вы еще не успели добиться газификации родного села, ремонта крыши своего дома или получения разовой материальной помощи по случаю попадания в малоимущие слои населения, поторопитесь, у вас осталось чуть больше года. После парламентских выборов-2006 вы уже не сможете воспользоваться организационно-финансовыми возможностями народного депутата, избранного в высший законодательный орган от вашего мажоритарного округа.