Смерть на заднем сиденьи [ Редагувати ]
"Преступление - реально существующее явление, представляющее собой особую форму деятельности - деятельность людей, которые противопоставляют свои интересы и поведение закону и обществу. Она объективно существует в обществе, не зависит от желания какой-либо личности и подчиняется своим "преступным" законам. Преступная практика, поскольку она является подвидом практической деятельности, независимо от ее видов и форм, всегда материальна". ("Криминальная психология")
Всегда материальна: Это значит, что есть человек, точнее, субъект, который совершает преступление, и есть объект, в отношении которого его совершают. От того, насколько гражданин честен, порядочен и законопослушен, не зависит, будет к нему применено насилие или нет. И все же есть так называемые группы риска - люди, которых преступники рассматривают как потенциальных жертв. Эти группы делятся по признакам. Один из них - профессиональная принадлежность. Сегодня мы поговорим о таксистах. Это - довольно многочисленная группа риска. Водители такси очень часто становятся жертвами охотников за .легкой наживой. У них всегда есть солидная сумма наличных денег и, что гораздо более ценно - машина, на которой можно быстро скрыться с места преступления и которую можно выгодно продать.
Такси. Ты едешь с водителем. Иногда ты с ним разговариваешь, иногда нет. Встречается таксист - брюзга и зануда, а бывает - очень приятный человек. У водителя плохое настроение - и он ругает своих коллег - тех, кто едет рядом и навстречу, выкрикивает бранные слова пешеходам, перебегающим дорогу на красный свет. А если хорошее - расскажет о своей семье и вчерашнем пикнике на берегу Днепра. С таксистом можно обсудить последние политические новости, и даже поговорить на философские темы... Но, кто бы ни оказался за рулем машины с шашечками на дверце, за время пути ты не успеешь понять главного: ты - на его территории, ты полностью от него зависишь и сознательно вверяешь ему свою жизнь. Сегодня каждый зарабатывает, как может - одни торгуют, другие попрошайничают, а третьи - занимаются извозом. Так думает обыватель, в том числе и водитель такси. И, как правило, он забывает о еще одной категории тех, кто зарабатывает "как может" - о преступниках. И напрасно. Потому что рядом может оказаться совсем не тот человек, которому стоит раскрывать душу. Этого не учел харьковчанин, недавно похоронивший жену, оставшийся с двумя дочерьми и выехавший на своих старых "Жигулях", чтобы заработать лишнюю копейку и пополнить скудный семейный бюджет.
14-го декабря он остановился возле кафе "Сочи" в Харькове. Голосовали двое парней. Ничего подозрительного водитель не заметил. Обычные ребята, да и время не позднее - всего полдевятого вечера. К тому же клиентов в тот день было немного - выбирать не из кого. А конкурентов достаточно, упустил - сам виноват, останешься без денег. Две дочери, которых еще нужно вырастить - веский аргумент, оправдывающий любую форму заработка.
Сигнал в милицию поступил около трех часов ночи. Позвонила женщина - жительница Московского района Харькова. Во дворе своего дома, возле трансформаторной будки, она нашла труп мужчины.
Оперативный сотрудник: "Ночью нас подняли по тревоге, и мы прибыли вот на это место около трех часов ночи и обнаружили труп мужчины на вид 45-50 лет, он лежал на спине вот здесь, одежда была немного задрана вверх. Без видимых повреждений. Прибывшая следственно-оперативная группа обнаружила, что у мужчины на шее следы от удушения. Документов при нем никаких не было".
Водители такси делятся на две категории. Это профессионалы, то есть те, кто работает легально, на машине из частного, государственного либо муниципального автопарка. И так называемые грачеватели - водители, не имеющие лицензии. Их клиенты из числа тех, кому не по карману оплачивать бензин, амортизационные расходы, зарплату шофера и налоги компании, которой принадлежит авто. Первые - для преступников категория хоть и соблазнительная, но все же довольно опасная. Машины, как правило, снабжены рациями и, в случае чего, на помощь может подоспеть группа поддержки - коллеги, которые получат сигнал SOS, и, естественно, милиция. Грачеватели - в этом отношении более приемлемый вариант.
Александр Мазюк, начальник следственного отдела Московского РО ХГУ УМВД Украины в Харьковской области: "Уголовные дела о нападениях на водителей такси действительно считаются актуальными по той простой причине, что лица, преступный элемент, считают это легкой наживой, сев к водителю машины, завладеть его деньгами, вещами, иным имуществом. Мы рассматриваем в год примерно 20-30 таких заявлений, по которым возбуждаются уголовные дела, не говоря о заявлениях, где не было тяжких последствий, по которым принимаются решения работниками уголовного розыска, может, и не всегда возбуждаются уголовные дела. Хотя все лица, совершившие нападения на водителей такси, берутся на учет, проверяются на предмет ранее совершенных преступлений".
Работники милиции, осмотрев труп мужчины, обнаружили на шее следы от удавки. И знающие свое дело оперативники сразу поняли: погибший - водитель такси. Чтобы более или менее полно представить картину преступления, нужно было выяснить - кто и откуда этот человек.
Оперативный сотрудник: "С трех часов ночи мы обходили всех вахтеров, потом по квартирам обходили, каждый дом, всю территорию. Спрашивали, кто видел мужчину, кто обнаружил, кто видел подозрительных лиц? Когда пришел домой? Искали всех, кто пропал без вести".
Вячеслав Картавых, начальник Московского РО ХГУ УМВД Украины в Харьковской области: "Ну, для города Харькова это не характерное преступление. Для других промышленных регионов, я знаю по оценкам и по оперативным сводкам, - частое. Но, несмотря на это, за прошлый год на территории Московского района было 2 убийства водителя такси и 17 разбойных нападений на транспортные средства. Убийства оба раскрыли".
К вечеру удалось установить личность убитого мужчины. Его дочери позвонили в райотдел милиции и сказали, что отец не вернулся домой. Так подтвердилась версия оперативных сотрудников о том, что погибший действительно занимался частным извозом. Но вместе с этим возникла масса вопросов - где машина, куда преступники могли на ней уехать и вообще, кого, собственно, подозревать?"
Александр Мазюк, начальник следственного отдела Московского РО ХГУ УМВД Украины в Харьковской области: "К сожалению, есть и группы, ну большинство, которые и попадают к нам в поле зрения - лица ранее судимые и организовавшиеся для совершения нападения именно на таксистов. Это, можно сказать, организованная группа. Используют иногда и огнестрельное оружие, холодное оружие, ножи, кастеты, то есть все, что у них есть, для того чтобы обезвредить водителя, как по их понятиям, и завладеть его имуществом и машиной".
Есть преступные группы, специализация которых - нападения на таксистов. Начальник Московского райотдела Вячеслав Картавых еще не успел забыть задержание бандитов, убивших прошлым летом на улице Якира водителя такси. После этого налетчики - харьковчанин и двое приезжих из Крыма и Донбасса - еще трижды нападали на таксистов.
На раскрытие преступлений понадобилось менее двух суток. Во всех случаях злоумышленники действовали по одной схеме - садились в машину и указывали маршрут. Водитель тормозил у светофора, или его специально просили остановиться в безлюдном месте. После этого таксисту на шею набрасывали удавку или приставляли к горлу нож. Забирали деньги, ключи от автомобиля, труп выбрасывали из салона и уезжали. Преступники всегда выбирали частников, то есть машины без связи с диспетчером.
Харьковских таксистов тогда охватила настоящая паника. Они впервые серьезно задумались о безопасности своего бизнеса и начали вооружаться. Кто-то возил с собой монтировку, а кто-то пистолеты-пугачи или газовые баллончики. Что называется, на милицию надейся, а сам не плошай. Осторожничать начали и при выборе пассажиров. А еще - стали припоминать истории, которые случались с ними или коллегами, и делиться ими друг с другом - может, чей-то печальный опыт окажется полезным.
По-видимому, нескольким частным извозчикам Харькова в тот день, когда милиции удалось задержать преступную группировку, крупно повезло. Налетчики явно готовились к очередным нападениям - в карманах задержанных милиционеры обнаружили нож и удавку. Преступление, совершенное зимой, навело на мысль, что в городе орудует еще одна банда. Тогда оперативники и предположить не могли, с чем, а точнее, с кем им придется столкнуться в ходе расследования.
Сразу же сотрудники Московского райотдела милиции Харькова начали проводить отработку района. В ходе оперативно-розыскных мероприятий проверялись все, кто ранее был судим за подобные преступления. Оперативники разработали специальный план "Перехват". К делу подключилась практически вся милиция Харькова и области.
Сергей Гардаушенко, начальник отделения СО по раскрытию тяжких преступлений Московского РО ХГУ УВМД Украины в Харьковской области: "Очень сложно... Отрабатывался район и город полностью. Было задействовано много сил и средств на раскрытие этого преступления. Технические станции отрабатывались, фирмы, которые занимаются разбором автомобилей. Кроме этого, была поставлена в известность общественность района, было передано по средствам массовой информации, что разыскивается автомобиль".
Тесная связь с общественностью - очень важный момент в работе милиции. Иногда бывает достаточно одного звонка, чтобы наконец появилась та ниточка, которой так не хватало в ходе расследования.
Вячеслав Картавых, начальник Московского РО ХГУ УМВД Украины в Харьковской области: "Мы держим путь на работу с людьми. По предотвращению и раскрытию преступлений и тут, безусловно, заслуга людей. Нас вовремя сориентировали. У нас очень хорошие контакты с радио такси. Угон машины, какое-то нападение, мы сразу обращаемся в радио такси. Через 5-7 минут машину найдут. И когда убили водителя на Якира, дали информацию, кто с водителей подвозил или забирал с места происшествия. Сотни людей позвонили и помогли нам найти свидетеля, который видел, как преступники отходили".
Во время одной из проверок техстанций, расположенных неподалеку от места происшествия, оперативники заметили молодого человека. Он принес аккумулятор для подзарядки. Вроде бы ничего подозрительного в поведении парня не было. Но интуиция милиционерам подсказывала - нужно проследить, куда направится юноша. И тот привел их к тем самым "Жигулям", хозяина которых убили. Машина в целости и сохранности стояла во дворе одного из жилых домов на соседней улице. На тот момент прошло три дня со дня убийства ее владельца.
Сергей Гардаушенко, начальник отделения СО по раскрытию тяжких преступлений Московского РО ХГУ УВМД Украины в Харьковской области: "Отогнали автомобиль от трансформаторной будки, после чего труп выбросили на улицу, это была минусовая температура в тот момент, после чего указанный автомобиль скатили кварталом ниже и бросили. Поэтому возле этого автомобиля была устроена засада, и сотрудники милиции ожидали, пока кто-то из злоумышленников подойдет к ней".
Долго ждать оперативникам не пришлось. К автомобилю подошли двое ребят. С собой они принесли аккумулятор. Сотрудники милиции задержали их в тот момент, когда парни попытались установить его в машину.
Как выяснилось, злоумышленники и не думали выезжать из города. Они понимали, что в первые дни после преступления им не удастся покинуть пределы Харькова. Поэтому просто отогнали автомобиль во двор дома на соседней улице. Парни надеялись, что пока милиция будет ходить вокруг да около, им посчастливится продать Жигули. Впрочем, злоумышленники несколько раз ездили на машине к друзьям и знакомым. Но не выезжали за пределы микрорайона, поэтому милиции и не удалось сразу же их "засечь".
Сергей Гардаушенко, начальник отделения СО по раскрытию тяжких преступлений Московского РО ХГУ УВМД Украины в Харьковской области: "Уже предполагали для продажи. Это несовершеннолетние подростки, один учащийся школы, другой ПТУ. Планировали эту машину продать за 500 долларов"
При задержании молодые люди не оказывали сопротивления. И практически сразу же начали давать признательные показания.
Сергей Гардаушенко, начальник отделения СО по раскрытию тяжких преступлений Московского РО ХГУ УВМД Украины в Харьковской области: "Остановили возле кафе "Сочи" такси, водителя, занимающегося частным извозом, автомобиль ВАЗ 21033. После чего один из злоумышленников, несовершеннолетний сел сзади, второй из них сел спереди рядом с водителем автомобиля. И проехал до указанной точки с несовершеннолетними, попросили водителя остановиться. В этот момент, когда водитель остановил автомобиль один из несовершеннолетних набросил удавку сзади потерпевшему на шею и, таким образом, начал стягивать. Второй несовершеннолетний, который в этот момент находился рядом с водителем на сидении пассажира, стал наносить удары в грудь потерпевшему".
В машине эксперты-криминалисты нашли пистолет-пугач. Водитель не успел воспользоваться оружием. А еще - блокнот, принадлежащий подросткам. Сейчас по делу об убийстве таксиста назначено 16 судебных экспертиз, в том числе - дактилоскопическая и баллистическая.
Сергей Гардаушенко, начальник отделения СО по раскрытию тяжких преступлений Московского РО ХГУ УВМД Украины в Харьковской области: "Назначена экспертиза по микрочастицам из-за волокнистых материалов, 4 в частности, по коврикам автомобиля, по наслоениям на одежде потерпевшего и на одежде обвиняемого микрочастиц, при которых они имели соприкосновение. Все это является доказательствами. Кроме этого, по уголовному делу сейчас назначены психиатрические экспертизы, потому что деяния несовершеннолетних ставит их психологическое состояние под сомнение. После проведения амбулаторной экспертизы одному из несовершеннолетних, он нуждается в проведении стационарной судебно-психиатрической экспертизы".
Когда к делу подключились адвокаты, парни изменили свои показания с точностью до наоборот. Они, конечно, признали факт угона автомобиля - в машине остались их отпечатки пальцев, есть и свидетели, видевшие, как ребята ездили на "Жигулях" по микрорайону. Но причастность к убийству задержанные категорически отрицают.
Со своими подзащитными адвокаты, что называется, провели работу. И подсудимые представили новую версию происшедшего. Мол, они случайно увидели припаркованные у обочины Жигули. В автомобиле сидел мужчина. Который, по всей видимости, был пьян - так им показалось. Не долго думая, парни вытащили его из салона и оставили на улице. Ключей, как говорят подозреваемые, в замке зажигания не было. Но им удалось завести двигатель, подсоединив друг к другу проводки.
Вячеслав Картавых, начальник Московского РО ХГУ УМВД Украины в Харьковской области: "В иной раз не так сложно раскрыть, а доказать это преступление очень сложно. Спросите у тех, кто сидит на тюрьмах, за что сидите, да ни за что. В процессе следствия били, убивали, дал показания, теперь сам дурак сел. Нужно так обставлять доказательства, что по каждому делу работают серьезные защитники, они идут по пути противодействия системы доказа, пытаются уничтожить те доказательства, которые были собраны органами следствия".
Правоохранительные органы пытаются сделать все возможное, чтобы преступники понесли наказание за содеянное. Адвокаты - и их тоже можно понять - выполняют свою работу. Тем временем харьковские таксисты живут по-прежнему. Правда, вера водителей в то, что машина с шашечками на дверях - сугубо их територия - пошатнулась. Они уже не думают, что именно от шофера зависит то, какое настроение будет у пассажира в ближайшие 2 часа. Они знают - рядом может оказаться совсем не тот человек, которому стоит раскрывать душу. Держат под сиденьем монтировку, в кармане - газовый баллончик и пристально вглядываются в лица тех, кто голосует на дороге. Каждый раз со страхом ожидая, что с ними может случиться то же, что много раз происходило с товарищами.
Точку в этом деле, безусловно, поставит суд. Совершая преступление, человек всегда надеется, что не попадется и отвечать за свои действия перед законом и обществом не будет. Для этого он обеспечивает себе алиби, договаривается со свидетелями, делает все, чтобы в итоге не очутиться за решеткой. Не понимая при этом лишь одного - каким бы надёжным не казался карточный домик, рано или поздно это непрочное сооружение рухнет. Независимо от того, сколько при строительстве было использовано козырных карт.