Цены на автозаправках Украины бурно растут [ Редагувати ]
Еще в конце прошлой недели, проезжая мимо столичных автозаправочных станций, можно было заметить, что большинство АЗС вообще перестали торговать, объясняя это формированием новых цен. Тогда, чтобы заправиться, многим автолюбителям пришлось выехать за пределы Киева. Первые случаи роста были зафиксированы еще в четверг на столичных АЗС ТНК, где цены перешагнули рубеж в 3 гривны за литр. За ними потянулись и многие другие розничные операторы. Так, согласно данным компании UPECO, средние по Украине розничные цены на нефтепродукты с 23 по 30 марта выросли следующим образом:
-
А-76 - с 2,54 гривны за литр до 2,59 гривны за литр,
-
А-92 - с 2,73 гривны за литр до 2,78 гривны за литр,
-
А-95 - с 2,90 гривны за литр до 2,96 гривны за литр,
-
ДТ - с 2,68 гривны за литр до 2,72 гривны за литр.
И все же, подорожание нефтепродуктов, о котором так много говорили, неожиданным и непредсказуемым, наверное, не стало. Ведь еще в конце зимы некоторые эксперты прогнозировали рост цен на нефтепродукты в пределах 3-5%. Основными причинами подорожания тогда называли рост цен на российское сырье, повышение экспортной пошлины для Украины, а также ожидаемую в марте активизацию потребления нефтепродуктов.
Согласно информации журнала "Нефтерынок", нефтяники уже посвятили правительство в свои новые апрельские планы по поводу подорожания нефтепродуктов. На совещании, которое прошло под председательством начальника Департамента развития Минэкономики Украины Андрея Кушниренко, представители украинских НПЗ заявили, что цены возрастут уже максимум на 10-12%. В оправдание приведена одна из главных причин - увеличение цены на нефть в среднем на 50 долларов за тонну. Напомним, что уже сегодня российская нефть с поставкой в апреле украинским НПЗ обходится по 290-300 долларов за тонну.
Однако не следует забывать и о других факторах, которые оказывают влияние на ценообразование нефтепродуктов в стране. Прежде всего, правительство изменило принцип взимания акцизных сборов с нефтепродуктов, что прямо ведет к увеличению стоимости нефтепродуктов, поскольку акциз - это косвенный налог, который платит потребитель. Если раньше ставки акцизов были унифицированы - 60 евро за тонну на все марки бензина и 30 евро за тонну на дизтопливо, то сейчас в новой редакции Госбюджета-2005 введена дифференцированная ставка в размере 20% от отпускной цены (без НДС), но не менее 60 евро за тонну бензинов и 10% для дизельного топлива (но не менее 30 евро с тонны). Это значит, что при нынешнем уровне цен акциз на бензин марки А-95 должен составлять 75 евро с тонны, а акциз на дизельное топливо - 35 евро.
К этому следует добавить повышение железнодорожных тарифов. Но... еще не все. В апреле вполне возможен дефицит автомобильного топлива из-за остановки Лисичанского и Шебелинского НПЗ на ремонт, а также на фоне повышения рентабельности экспортных поставок нефтепродуктов, особенно, дизельного топлива.
Похоже, все факторы работают на подорожание, но насколько вырастут цены на топливо однозначно сказать достаточно сложно. Мнения опрошенных корреспондентами ЛІГАБізнесІнформ экспертов - самые разные. Но многие из них говорят о том, что розничные цены на автомобильное топливо в апреле повысятся на 20-30%.