Такси-убийцы: почему украинцы страдают от неадекватных водителей [ Редагувати ]
Один из самых серых и при этом самых заметных бизнесов в нашей стране. Только представьте себе - каждый день их видят все, а работают они почти все нелегально. Это таксисты. Более 90% процентов этого очень прибыльного бизнеса - в тени! Никто не проверяет ни состояние машин, ни состояние водителей. Никто не несет ответственности даже в случае серьезной аварии.
Власть много лет обещает решить эту проблему - но каждый раз решение откладывается. А значит - каждый раз, садясь в такси - пассажиру стоит рассчитывать лишь на свою удачу. Убедилась в этом и наша Евгения Коваленко.
"После столкновения с отбойником пассажиру такси оторвало руку". "ДТП с участием такси: есть пострадавшие". "Таксист сбил человека на пешеходном переходе".
Такими заголовками уже - увы - никого не удивишь.
Поездка в такси - как экстрим-аттракцион. Ведь сесть в машину к агрессивному, неадекватному или даже пьяному водителю - проще простого! А все потому, что рынок такси никто не контролирует. И нет гарантии, что везет вас - здоровый человек и на исправном авто.
Вика поздно ночью заказала такси в популярном приложении. Говорит, машина была приличная. Водитель тоже показался адекватным - пока не тронулись с места. Девушка хотела выйти, но таксист не останавливался.
"Я понимаю, что мне уже проще доехать. Чем что-то ему говорить. Что он там еще прибьет меня в этой машине. Он реально был пьян. Он вообще еле держался руля. Он ехал по двойной сплошной. Ехал без правил. Мы поворачивали там, где не надо поворачивать. По линии транспорта", - говорит Виктория Гаркуша, пассажир такси.
Вике невероятно повезло - она доехала живой-здоровой.
А вот Татьяну домой такси не довезло. Вот так она выглядела после поездки. Водитель нарушил правила и попал в аварию. Сам он не пострадал, а пассажирке - осколками посекло лицо.
"У меня очень сильно лилась кровь с лица и начали сбегаться люди, пытались помочь. Как оказалось, у нашего водителя даже не было аптечки", - говорит Татьяна Зацерковная, пассажир такси.
Девушку сразу госпитализировали. Тяжелых травм у нее не было, но на лице остались шрамы. В сервисе, где заказывала такси, Татьяне ничем не помогли. Более того - они замели следы.
"Они все свалили на водителя, а водителя - при чем сразу же - удалили с приложения, заблокировали. Ему сказали - можете в офис не приходить. Вам никто не откроет", - говорит Татьяна Зацерковная.
На компенсацию лечения девушка уже и не надеется. Ведь даже доказать, что она ехала именно в такси - невозможно. Потому что более 90-та процентов такси в Украине... нелегальны!
"Нема юридичних прецендентів. де би хтось з нелегальних перевезень комусь таке компенсував. Діяльність диспетчерських служб неурегульована законом зовсім. Ви думаєте, що це служба таксі. А вона просто - кол-центр. Бере від вас замовлення, продає їх в інтернеті", - говорит Андрей Антонюк, глава Украинской таксомоторной ассоциации.
Поэтому и ответственности - никакой. Кроме того, сейчас устроится на работу таксистом - вообще не проблема. Не нужно ни предусмотренных законом - лицензии, медсправки, ни тем более - страховки.
"Дзвоните. Відправляєте копію техпаспорта любого автомобіля. Можете навіть і не відправляти. Не вимагають. Свої права. Можете чиїсь інші відправити. Під цим ніком може бути інша машина, інша людина. В таксі сьогодні можуть працювати люди хворі на туберкульоз", - говорит Андрей Антонюк, глава Украинской таксомоторной ассоциации.
Это схема устройства на работу в большинство сервисов такси. Кроме них - на рынке вполне успешно, хоть и нелегально работают - таксисты-одиночки. В народе их называют бомбилы. Принцип их работы - развести пассажира - на деньги. А для них самое хлебное место - столичный ЖД-вокзал. Идем - туда. Прошу отвезти меня в центр. Просят - 250 гривен.
"Ну, машина представительского класса, доця, посмотри. - Ви серйозно? За 250 гривень 3 кілометри? - А что такое 250 гривен?
Ну за такую цену, может, хотя бы чек мне выдадут?
"Доченька, никто Вам ничего не даст. В трамвае Вам дадут билетик".
Другой согласился ехать за 100 гривен. Но и тут, как в анекдоте: или шашечки, или ехать.
"К сожалению, чеки закончились".
Когда я спрашиваю о лицензии и страховке, таксисты - искренне возмущаются.
"Чего ви мне мозги свердлите? - Так ви ж погодились мене підвезти, а зараз носом крутите. - Потому что у Вас миллион требований. Кто Вам сказал, что у меня должна быть страховка для Вас именно? У кожного таксиста має бути страховка. - Так она есть. - А за моє життя хто буде відповідати?".
Саша подрабатывает таксистом в свободное от работы время. Говорит, сейчас почти весь рынок в тени. А в результате - страдает качество услуг.
"Ты раньше не мог выехать на линию если у тебя неисправная машина. Сейчас я вот просто смотрю у него колеса три разных. Горит полторы фары. Но при этом он приезжает на заказ", - говорит Александр, нелегальный таксист.
В министерстве инфраструктуры обещают, уже в следующем году - будет жесткий контроль. Легальных таксистов будут узнавать по желтым номерам. А нелегалов - строго наказывать. Штрафовать или забирать машину. В парламенте уже зарегистрирован законопроект. Его еще дорабатывают.
"Сьогодні ми маємо близько 40 млрд тіньових коштів від перевезень. Ми пропонуємо узаконивши ці всі моменти - реєстрацію інф-диспетчерських служб. Спростити процедуру надання ліцензій перевізнику - хочемо легалізувати близько 200 тисяч робочих місць", - говорит Юрий Лавренюк, заместитель министра инфраструктуры Украины.
Но проблема в том, что навести порядок на рынке такси не могут уже много лет.
Геннадий - один из тех, кто работает официально. Раз в год он должен проходить медосмотр.
"Автомобиль такси по закону должен быть оборудован таксометром. Электронным".
Есть даже кассовый аппарат. В его машине - всегда все необходимые документы. Хоть его услуги - немного дороже, зато за пассажира несет ответственность.
"Пассажир знает, что в случае чего - он получит компенсацию", - говорит Геннадий Попов, легальный таксист.
"Легальное такси. Его видно в потоке. Это шашка. Шашечки на бортах автомобиля, плафон на крыше. Нелегал - у него в лучшем случае будет какая-то шашечка стоять сбоку. Чтобы ее мог раз быстренько и рукой снять и спрятать под сидение".
А так работает его брюссельский коллега Геннадия - Эссефиани. В Бельгии у каждого таксиста в машине должен быть терминал для оплаты картой. И таксометр. Водитель - в костюме - такие правила. А машина - обязательно черного цвета, с желтой маркировкой и шашечкой.
"Это официальный номер такси. В Брюсселе около 1300 такси, все подчиняются общим правилам. Каждые полгода надо проводить осмотр машины, каждые 5 лет - медосмотр. А чтобы получить лицензию, нужно сдать экзамен", - говорит Эссефиани, брюссельский таксист.
Потерять ее можно - если водителя поймали за рулем пьяным. Цена лицензии - зависит от спроса. Может достигать и 100 тысяч евро. Кроме того, каждый год нужно платить за нее около 600 евро, а если сотрудничаешь со службой такси - это плюс еще столько же - абонплата за месяц.
"Мы платим очень много налогов. В конце года - 33% от прибыли, кроме того, налог на транспортное средство и так далее", - говорит Эссефиани.
В Брюсселе - много стоянок такси. Все машины в очереди. Если пассажир подойдет к любой из них - его направят к самой первой. Обустроить такие легальные стоянки обещают и в Киеве. Когда заработает закон. Но пока, садясь в такси, украинцам приходится лишь полагаться на удачу.