Новые правила парковки: какие штрафы ждут водителей [ Редагувати ]
Штрафы, блокировка и даже эвакуация! Радикально меняется еще одна система правил в Украине - парковочная. Скоро уже нельзя будет оставить машину во втором ряду или на пешеходном переходе.
Сколько и за что придется платить? И главное - позволят ли новые правила навести порядок в городах? Выясняла Евгения Коваленко.
Машины - против людей! Они - стоят везде! На тротуарах. На газонах и выездах. Запаркованные улицы и дворы - проблема всех украинских городов. К примеру, чтоб припарковаться в центре Львова - нужна необычайная удача. И чудеса маневренности.
"- Де я тебе поставлю? Нема місця, треба чекати. Хіба збоку стань і чекай. Від'їде машина"
Поставить машину в центре Киева - тоже непроходимый квест. Исторический центр сейчас - одна сплошная парковка. Стоят иногда даже в два ряда! На выездах и в проездах.
"Прецедентов, когда был как-то оштрафован либо привлечен к ответственности водитель автомобиля, который стоял на выезде - особо нет", - говорит Влад Антонов, автоэксперт.
В народе нарушителей - называют героями парковки. И воспитывать их взялись активисты. С помощью Интернета даже движение организовали. Фотографируют машины нарушителей и "награждают" их специальными наклейками.
"- Вот пример - автомобиль припарковался на месте для инвалидов. У него нет соответствующих обозначений".
Но сами водители жалуются: они бы и рады парковаться по правилам - да не могут. Андрей работает в службе доставки. Говорит, хочешь - не - хочешь, а нарушать приходится.
"Постоянно заставленные парковочные места. Паркуемся - где можем", - говорит Андрей, водитель.
В Киеве - паркингов действительно недостаточно. К примеру, где могли б находится подземные гаражи - у нас магазины. Но все же главная проблема - в скупости водителей.
Это одна из платных парковок в центре Киева. И свободных мест здесь вполне достаточно. Но водители просто не хотят платить. Поэтому паркуются с нарушениями: кто где, главное - бесплатно.
Еще одно доказательство сомнительной экономии вне правил - вот этот подземный паркинг в центре Киева. Современное оборудование, круглосуточная охрана, камеры наблюдения и датчики. Цена вопроса - 10 гривен в час. Но устраивает она не всех.
"Сейчас наш автопарк заполнен приблизительно на 50%. Вообще общее количество паркомест у нас 386. И это средняя загрузка нашего паркинга. И она достаточно стабильна", - рассказывает Борис Тур, коммерческий директор компании-собственника паркинга.
В основном, здесь машины работников ближайших офисов. Парковку им оплачивают компании. А вот из собственного кармана люди раскошеливаются неохотно.
В результате - к запаркованным зданиям не может проехать ни "скорая", ни "пожарная". Нарушители попросту перекрывают дорогу транспорту. Вот один герой парковки оставил машину прямо на трамвайных путях. Пассажирам пришлось его авто - передвинуть.
Но уже через полгода - за героев парковки возьмутся по всей строгости нового закона. Он вступит в силу с сентября, когда вернут эвакуаторы. И увеличат штрафы - от 255 до 1700 грн. Но если владелец оплатит его в течение 10 дней - сумма уменьшится вдвое. А вот ловить нарушителей будут... парковочные инспекторы. Все нарушения зафиксируют на фото и видео, а квитанцию о штрафах оставят на лобовом стекле. Для этого им выдадут - планшеты с подключенным интернетом.
"Чи буде необхідне технічне забезпечення? Порушників буде дуже багато. І дуже великий об'єм інформації десь потрібно буде зберігати. Повинен бути забезпечений безперебійний доступ до різних баз", - говорит Богдан Глядик, юрист.
Должны будут уйти в прошлое и парковщики. Кстати, они уже незаконны, но все равно продолжают работать - за живые деньги. Но до осени все же обещают их заменить - паркоматами.
"Маємо такий чек - сплата за паркування на 1 годину. Паркувальні автомати ще будуть закуповуватись. Зараз їх недостатньо", - рассказывает Александр Нимас, и.о. начальника КП "Киевтранспарксервис".
В общем все должно стать, как за границей. И паркоматы, и инспекторы, и квитанция под дворником. Но это - наше будущее. А вот как эта система уже работает в Европе?
Елена Абрамович, корреспондент:
"- В Брюсселе на тротуаре просто так не запаркуешься. Во-первых, тротуары - узкие. Во-вторых, практически возле всех домов правая полоса и так отведена под паркинг - не оплатишь - штраф".
Те, кто живет в этом квартале, покупают годовой абонемент на паркинг. Ночью и на выходных - можно парковаться бесплатно. В остальных случаях - тарифы разнятся, и зависят от загруженности, рассказывает грек Южин. Сам он изучал эту систему - через штрафы.
"Вначале, когда мы не знали, только приехали в Бельгию, то просто оставляли в машине табличку с указанным временем. Получали штрафы - на 25 евро. Таким образом приходится научиться платить", - рассказывает Южин Жиони, житель Брюсселя.
На всех платных паркингах - есть паркомат. И никому даже в голову не приходит не оплачивать стоянку! На машине - указаны все тарифы. Первые 15 минут - бесплатные, но все равно нужно взять талон.
"Просто нажимаем зеленую кнопку и бесплатно получаем талон. Если надо дольше - можно закинуть копейки или воспользоваться карточкой. Максимальное время - 2 часа", - рассказывает Южин Жиони, житель Брюсселя.
Оставить машину дольше - можно в подземных паркингах.
"Тут берете талончик и дальше смотрите на указатели, где есть свободные места".
Все подземные паркинги в Брюсселе - частные. А наземные - коммунальные. Но платить нужно - везде. И благодаря парковкам, город получает 100 миллионов евро в год!
"Раньше у нас были показатели ниже, но нашу службу создали только в 2014. До этого был хаос. Мы унифицировали все, сделали во всех районах простые и понятные правила. И запустили эффективную работу стюардов-контролеров - с электронными сканерами и общей базой данных", - рассказывает Франсуа Робер, пресс-секретарь службы Parking Brussels.
Сканируя номер машины, контроллеры - видят нарушителя, которому сразу - выдают талон со штрафом.
"Максимальное число штрафов, которые я выписал за день - 110. Это был вечер футбольного матча", - рассказывает Алан Довос, стюард.
Эффективна и система взыскания - служба не ленится доводить дело до суда. Поэтому 70% штрафов - удается получить оплаченными. Но главное - это то, что система поменяла привычки.
"Раньше я просто не заморачивался оплатой, но потом начал получать постоянно штрафы. Так что теперь плачу всегда".
"Это проблемно, так как каждый день приходится парковаться где-то и немало за это платить, но по-другому никак".
Паркомест в Брюсселе вдвое меньше, чем машин. Поэтому в городе строят целую сеть частных подземных паркингов.
Вся эта бельгийская авто-действительность - пока для Украины лишь перспектива. Но в Киеве уже проводят инвентаризацию - решают, сколько еще парковок нужно построить.
"Створювати перехоплюючі майданчики біля станцій метро для того, щоб було зручно пересуватись і таким чином розвантажувати центральну частину міста", - рассказывает Александр Нимас, и.о. начальника КП "Киевтранспарксервис".
Но главное, чтобы эти планы не остались лишь на бумаге. И чтобы вместе с европейским опытом наказания за неправильную парковку, власть все же обеспечила возможность парковки правильной.