НААУ направила в Раду резолюцию о недопустимости принятия законопроекта №9055 [ Редагувати ]
НААУ направила Председателю Верховной Рады Андрея Парубию и каждому народному депутату Резолюцию Съезда адвокатов Украины 2019 о недопустимости принятия проекта Закона Украины "Об адвокатуре и адвокатской деятельности" № 9055.
Документ был принят высшим органом адвокатского самоуправления 15 февраля, говорится в сообщении пресс-службы НААУ.
В резолюции адвокатура призвала парламент не поддерживать проект закона "Об адвокатуре и адвокатской деятельности" (регистрационный номер 9055) и вернуть документ на доработку субъекту законодательной инициативы.
"Представленный в парламент законопроект № 9055 может привести к ошибочным или очевидно вредным правовым экспериментам, создать хаос в правовом регулировании адвокатской деятельности, нивелировать уже адаптированы в национальное законодательство европейские стандарты. В частности, проект закона № 9055 содержит угрозы уничтожения институциональной гарантии независимости адвокатуры - адвокатского самоуправления и саморегулирования профессии", - говорится в резолюции.
Позиция Съезда адвокатов Украины заключается в том, что по своему содержанию любые изменения в законодательство должны гарантировать дальнейшее приближение адвокатуры к европейским стандартам. Приоритетом в этом процессе должно быть усиление защиты прав адвокатов и гарантий адвокатской деятельности. Съезд адвокатов Украины считает, что принятие законопроекта № 9055 противоречит общей логике европейского курса Украины, многочисленным международным документам и фактически - Стратегии реформирования судоустройства, судопроизводства и смежных правовых институтов, утвержденной указом Президента № 276 от 20 мая 2015 года.
"Законопроект №9055 является таким, что сделает невозможным дальнейшее независимое функционирование института адвокатуры, разрушит гарантии защиты всего объема конституционных прав граждан, в целом создаст системные риски для развития Украины как правового демократического государства. Принятие законопроекта № 9055 за основу и в целом сделает невозможным осуществление защиты прав, свобод и интересов лиц адвокатурой, независимой от политической воли. Обращаем внимание народных депутатов на то, что политическая судьба является часто переменной, а в профессиональной защите нуждаются все украинцы без исключения. Адвокаты Украины этой резолюции выступают очередной раз против законопроекта "Об адвокатуре и адвокатской деятельности" № 9055 в предложенной редакции и настаивают на его возвращении на доработку субъекту законодательной инициативы ", - говорится в резолюции.
Съезд адвокатов напоминает о том, что законопроект № 9055 получил два негативных вывода: Главного научно-экспертного управления Верховной Рады - о целесообразности возвращения законопроекта субъекту законодательной инициативы на доработку; и Комитета по вопросам предотвращения и противодействия коррупции - о несоответствии требованиям антикоррупционного законодательства и целесообразность доработки законопроекта с целью устранения коррупциогенных факторов.
В конце января 2019 Президенту Украины направлено письмо Специального докладчика ООН по вопросам независимости судей и адвокатов Диего Гарсия-Саян по содержанию законопроекта №9055. В письме указано, что законопроект включает ряд положений, которые могут поставить под угрозу свободное и независимое осуществление юридической профессии и способность Национальной ассоциации адвокатов Украины как единой профессиональной организации адвокатов защищать интересы своих членов и независимость адвокатской профессии в целом. Спецдокладчик ООН рекомендует "пересмотреть законопроект "Об адвокатуре и адвокатской деятельности" с целью обеспечения соответствия существующим международным стандартам прав человека, касающихся независимости адвокатской профессии".
Значительным недостатком законопроекта № 9055 являются многочисленные коррупционные риски, которые указаны в заключении профильного комитета Верховной Рады. Законопроект №9055 переполнен противоречиями между различными статьями, терминологической неопределенностью, оценочными суждениями, особенно в части регулирования доступа к профессии и дисциплинарной ответственности адвокатов, распределения адвокатских взносов в системе адвокатского самоуправления. Такие вещи недопустимы, ведь антикоррупционный компонент должен быть обязательным для каждого этапа судебной реформы.
Законопроект предусматривает 4-летний льготный период для упрощенного доступа в адвокатуру для судей и следователей, которым разрешено получать свидетельство о праве на занятие адвокатской деятельностью только на основании тестирования без прохождения стажировки.
Проект закона № 9055 содержит многочисленные изменения в Уголовный процессуальный кодекс Украины, которые сужают гарантии адвокатской деятельности. В частности, предлагается включить в УПК Украины ст. 221 о злоупотреблениях стороной защиты процессуальными правами. К категории злоупотребления суд может отнести и подачи жалобы на определенное судебное решение, и подачи ходатайства (заявления) для решения отдельного важного для защиты вопроса, и заявления отвода судьи и тому подобное.
В изложенной редакции ст. 221 УПК законопроект № 9055 прямо противоречит положениям Конституции Украины, профильным Решением Конституционного Суда Украины и многочисленным решениям Европейского Суда по правам человека.
Законопроект № 9055 предлагает изменения в ст. 53 УПК Украины, согласно которым следователь (прокурор, суд) даже при наличии в деле официального защитника подозреваемого (обвиняемого) по договору, получает право по своему усмотрению привлечь бесплатного защитника и провести с его участием все необходимые стороне обвинения процессуальные действия.
Проект закона №9055 предлагает упростить процедуру уведомления о подозрении лице со статусом специального субъекта, открывает возможности для усиления уголовного преследования адвокатов за их правовую позицию. Сейчас такая практика подтверждается официальной статистикой нарушений прав адвокатов и гарантий адвокатской деятельности. При этом, предложенная редакция ст. 481 УПК предусматривает, что не только адвокатам, но всем определенным в части 1 статьи 481 УПК специальным субъектам подозрение может быть вручена следователем, прокурором по поручению руководителя Генеральной или областной прокуратуры. То есть, статус спецсубъектов вообще лишен всякого смысла.
Как сообщали Українські Новини, глава Украинского Хельсингского союза удивлен заявлением АП о "позитивном выводе Совета Европы" по законопроекту №9055. Ранее Совет адвокатов Украины (САУ) заявил, что никакие официальные оценки законопроекта Советом Европы (СЕ) не предоставлялись, поэтому заявления о том, что законопроект №9055 "Об адвокатуре и адвокатской деятельности" положительно оценил Совет Европы, не соответствуют действительности.