"Человек-паук" бросает вызов "Супермэну" и "Бэтмэну" [ Редагувати ]
3 мая на экраны всех кинотеатров США вышел новый сверхбоевик - "Спайдермэн" ("Человек-паук"), которому пророчат успех по меньшей мере "Супермэна" (1974) и "Бэтмэна" (1989).
За всю историю Голливуда отмечено лишь несколько фильмов, которые бы уже в первый день показа обеспечили кассовые сборы в размере 25 миллионов долларов США - "Спайдермэн" собрал 75 миллионов за первые три дня предварительной демонстрации, что уступает лишь "Гарри Поттеру", собравшему за три дня более 90 миллионов долларов.
По мнению кинокритиков, причина столь огромного успеха в "потрясающих зрительно-звуковых эффектах" и прекрасной игре актеров. Первое - заслуга Джона Дикстра, обладателя Оскара, автора специальных эффектов в знаменитых "Звездных войнах", который совместно с Джорджем Лукасом и Гэри Куртцем стоял у истоков компании "Индустриальное освещение и магия" ("Индастриэл лайт энд мэджик").
К несомненной магии фильма относится и искусство костюма, в первую очередь облика главного героя в его ипостаси Паука: дизайнер по костюмам Джэймс Этчесон трижды становился обладателем Оскара. Многое для успеха фильма сделал дизайнер-продюсер Нэйл Списак, представивший Нью-Йорк в узнаваемо-обыденном и одновременно в фантастическом виде.
Если техническое совершенство ставит новую киноленту в ряд классических "эскапистско-развлекательных", то фактура содержательного материала и актерское мастерство несомненно обеспечат ей место в столь необходимых человеку сказочных фильмах-притчах о победе Добра над Злом.
В основе сценария лежит история, появившаяся в комиксах еще 40 лет назад. В ней говорится о Питере Паркере, ничем не примечательном старшекласснике, судьба которого претерпевает чудесное превращение после укуса паука, жертвы генной инженерии, передавшего мальчику вместе с ядом способности сверхчеловека и паучью природу, позволяющую двигаться по любого вида поверхности и во всех направлениях. Намеревавшийся было использовать свои новые таланты в целях наживы, Питер очень скоро понимает, что "рука об руку с огромным могуществом приходит огромная же ответственность": во время угона ворами автомобиля неожиданно погибает любимый дядя мальчика, и "человек-паук" бросает вызов преступникам.
Перед зрителем появляется герой-антипод Зеленый Гном, и тут разворачивается извечная борьба между Добром и Злом. Следуя лучшим традициям жанра, история предстает многоплановой: тут и любовь, и друг-соперник, и отец друга, для которого нажива, деньги - превыше всего.
Несомненно, кинолента станет примером редкой в последние годы продукции Голливуда, получившей название "семейное зрелище", фильмом, который в равной степени захотят посмотреть все поколения, при этом посмотреть вместе и поговорить о нем и о жизни после просмотра.
Возможно, именно эта особенность исходного материала объясняет многолетнюю борьбу кинопродюсеров за право снимать "Спайдермэна". Победителем в этой борьбе оказался режиссер Сэм Рэйми, имя которого давно известно по таким лентам, как "Даркмэн", "Простой план" и "Зло мертво". Победа его свидетельство того, что "есть справедливость на Земле": еще мальчиком будущий режиссер повесил над своей кроватью плакат с картинками из популярного комикса о "Спайдермэне", а став маститым художником, многие годы добивался права на съемку фильма.
По мнению счастливчиков, уже посмотревших киноленту, так же как и по оценкам кинокритиков, своей новой работой Сэм Рэйми доказал, что его видение киноадаптации исходного материала, действительно, имело право на существование и вполне отвечает изменениям, произошедшим в сознании людей за 40 лет. Сегодня зритель воспринимает соединение внутри одного человека двух существ, их взаимопревращение, "сверхчеловеческую" свободу передвижения в пространстве как нечто вполне естественное, не мешающее следить за нитью повествования и поддерживать главного героя в его борьбе со Злом.
Симпатии зрителей к Питеру Паркеру во многом заслуга Тоби Магира, исполнителя главной роли, "интроспективного актера", который известен по участию в ряде популярных кинолент ("Ледяной шторм", "Правила Сайдерхаус"). В содружестве с исполнителем роли друга - Джэймсом Франко, роли любимой девушки - Кирстэн Данст и роли отца друга - Уиллэм Дэфо Тоби Магир создал удивительно близкую для современного зрителя атмосферу человеческих отношений, которые в своей сложности и неоднозначности нередко заслуживают название "виртуальной реальности". А победа Добра над Злом сегодня нужна человеку никак не меньше, чем это было всегда, и, хочется надеяться, будет нужна людям до скончания века.