Тень, разъедающая экономику [ Редагувати ]
"Правительство примет меры по выводу зарплаты из "тени", - пообещал премьер-министр Ехануров 19 октября, открывая заседание правительства. Правда, не уточнил, какие именно на этот раз, так как подобные заявления и призывы к детенизации экономики звучат с трибун парламента нередко.
Тень в принципе характерна для Украины и постсоветских стран. Например, бюджет на 2005 год, по оценкам экспертов, увеличился не за счет перераспределения ВВП, а за счет вывода его части из тени. Сам президент признал, что до сих пор уровень "теневой экономики" в Украине остается довольно высоким и составляет около 45-47%. "Теневые зарплаты" не перестали быть массовым явлением, несмотря на рейды чиновников по выявлению предприятий, где зарплата выплачивается ниже минимальной. Все это складывается в не очень хорошую картину для правительства, которое выступало за "прозрачность" и "открытость". С другой стороны, люди уже настолько привыкли не доверять любой власти, что вывод экономики, и в частности, зарплат из "тени" займет немало времени. Однако по сравнению со старым режимом, сейчас появились проблески надежды, что это "в принципе возможно".
По оценкам экспертов, доля "теневых" зарплат в развитых странах, в частности в странах "семерки", составляет не более 10%. Например, в Норвегии, прозрачность выплаты зарплат настолько естественна, что недавно открылся сайт, на котором можно посмотреть доходы любого гражданина.
К тому же, есть ФАТФ (Financial Action Task Force) - международная организация по борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем. Общая позиция, занятая этой организацией и европейцами: налоговые органы, финансово-полицейские, должны обладать полной информацией обо всех финансовых платежах. Более того, программное обеспечение позволяет анализировать все платежи, проходящие через банки.
У нас же 10% как раз составляет доля "белых" зарплат. Такие зарплаты выплачиваются, в основном, на больших и успешных предприятиях. Во-первых, там физически трудно выдать каждому сотруднику денежки в конвертах, а во-вторых - эти компании хотят работать на международном рынке, где важно соблюдать "прозрачность" и не иметь проблем с репутацией. Например, президент компании "Киевстар" Игорь Литовченко заявлял в свое время: "У нас зарплата выплачивается исключительно "по-белому". Мы не можем позволить себе вести непрозрачную игру хотя бы потому, что у нас крупный норвежский акционер. Любой нечестный шаг - это удар по имиджу и акциям. Отсюда вывод: чем больше и полнее будет идти в Украину иностранный инвестор с высокой деловой репутацией, тем прозрачнее будут правила игры, в том числе в сфере зарплаты".
В развитых странах налогоплательщик ощущает, что государство эффективно распоряжается его налогами, оттого и налоговая дисциплина выше. А в Украине он, налогоплательщик, видит, что налоги уплачены - а государство не заботится о нем за его же деньги. Или, по крайней мере, не в той степени, в которой должно. По информации Госкомстата, наличные доходы украинцев выросли на 43,1% в январе-августе 2005 по сравнению с соответствующим периодом 2004 года. Но это не значит, что украинцы хотят их потратить на "неоправданные" налоги.
Конфликт экономических интересов государства и бизнеса порождает тень. Эксперты считают, что непосильная налоговая нагрузка является главной причиной тенизации. В Украине она проявляется в высоком уровне отчислений в фонды социального страхования, высокой ставке НДС и практике возмещения этого налога. Хотя министры и заявляют о разработке схемы налоговой нагрузки на фонд заработной платы до 20%, неизвестно когда такая схема претворится в жизнь. С января 2006 года в Украине будет вырабатываться новая фискальная политика, результатом которой должно, в частности, стать уменьшение уровня социального налога минимум вдвое, заявил Виктор Ющенко. Конечно, это действительно может привести к "осветлению" зарплат. Но действительная детенизация возможна лишь при высоком уровне доверия власти и бизнеса, который, к сожалению, меняется скачкообразно.
К тому же, где взять денег на покрытие "будущих недополученных средств" в бюджет, никто еще не знает. Так, Министерство экономики подсчитало, что урезание социального налога даже на 5% приведет к снижению поступлений в социальные фонды на 12 миллиардов гривен. Как минимум, работодатель должен будет на эту сумму выводить из "тени" зарплаты своих работников, и это должно быть ему выгодно. Такой эффект, если он будет, появится еще не ранее чем через полтора года, считают экономисты. Ведь до сих пор для предпринимателей было выгоднее просто договориться с налоговым инспектором.
Однако, в любом случае, главной движущей силой детенизации зарплат может стать сам работник. Как - это уже другой вопрос.