Французский фотограф представил реквием по Зоне [ Редагувати ]
25 апреля этого года в Национальной библиотеке имени Вернадского в рамках научной конференции, посвященной 20-летию Чернобыльской катастрофы, открылась художественная выставка Кристофа Биссона под названием "Реквием Припяти".
Тридцатишестилетний француз сотрудничает с институтом социологии при Каннском университете, который специализируется на проблематике ядерных рисков, и в особенности, интересуется темой нашего Чернобыля. Так пару-тройку лет Кристофу Биссону социологи предложили заняться Чернобыльской катастрофой. Размышления заняли немного времени. Для начала Биссон отправился на сайт Припяти, созданный жителями этого же города, где нашел немало фотографий прошлой жизни - до аварии. Как оказалось, размещенные снимки матерей с деками, весьма впечатлили Кристофа.
В прошлом году Биссон побывал в Припяти. Эмоции, полученные там, легли в основу его выставки, презентованной сегодня в Киеве. Таким образом, нам презентовали 72 фотоработы, распечатанные на специальной тонкой пленке. Видение зоны отчуждения автором весьма необычно - изображения размыты. К тому же, творца поразило само слово "саркофаг", что в понимании французов имеет иное значение.
Что же касается впечатлений от Припяти, то Кристоф, побродив по мертвому городу, ощутил "отсутствие присутствия". По крайней мере, именно так он описал увиденное. Фотограф бродил по пустому городу, заходил в дома, и ему казалось, что он вторгается в частную собственность - того и глади, попросят удалиться. Картина спешного бегства людей впечатляет. Естественно, за двадцать лет мародеры уже вынесли все из квартир - вплоть до мебели. Остались фотографии да хозяйственная мелочь. Сотни фотографий, проявленных и отпечатанных при свете красного фонаря в домашних ванных комнатах и чуланах. Вот некоторые из тех снимков Кристоф перефотографировал. На нас глядят улыбающиеся мордашки малышей, счастливые матери. Возможно, большинства из них уже нет в живых.
В брошенном городе разрослась зелень и спокойно в округе бродят дикие животные. Кстати, по рассказам старожилов, оставшихся там, зверье вернулось в зону в первую же осень после аварии. А через год началась уже массовая миграция лосей из соседней Беларуси, потом пошли кабаны, косули, волки и лисы. Прямо заповедник какой-то... на могильнике. А милиционеры, несущие вахту в зоне, советуют приезжим баррикадировать двери квартир, если кто-то решит заночевать в зоне. А мало ли чего может случиться. Рассказывают старожилы и о местных "глюках": гуляешь по городу и боковым зрением улавливаешь какие-то движения, перемещения фигур, похожих очертаниями на человеческие. К тому же, какие-то странные художники-графиттчики выплеснули в покинутом городе всю свою буйную фантазию - на стенах нарисованы детские очертания, словно тени оживших призраков бродят по улицам. Но об этом всем Кристоф умолчал. И то верно - зачем раскрывать сразу все карты? Вдруг его снова посетить вдохновение для следующего арт-проекта? Ведь в конце апреля Биссон снова собирается посетить зону отчуждения и, судя по всему, радиация его не пугает, несмотря на то, что люди, побывавшие там, утверждают, что в некоторых местах дозиметры все еще зашкаливают.