Выставка "Чернобыль+20" излучает веру в бессмертие жизни [ Редагувати ]
Чернобыльская тема - колоссальный материал для документальных расследований, обличительных репортажей и, конечно же, обвинений. Соответственно, существует много ракурсов и подходов к ней. Выставка "Чернобыль +20. Это наша земля - мы здесь живем", открывшаяся в Украинском центре народной культуры "Музей Ивана Гончара", интересна тем, что ее авторы - кинорежиссер и фотохудожник Сергей Марченко и специалист по охране историко-культурных достопримечательностей, профессор Университета Роджера Вильямса (Бристоль, США) Мирон Стахив - избежали искушений раздавать вердикты от имени свидетелей. Фото и мультимедийная экспозиция выделяет один, но довольно существенный аспект чернобыльской проблематики - этнокультурный. Выставка носит не столько публицистический, сколько эпический характер.
Это стилистика нерасщепленного драматизма. Организаторы проекта сосредоточились прежде всего на архаике полесского села. Сама же атомная станция появляется в кадре лишь на нескольких из 200 представленных на выставке снимков, и то на периферии кадра: с крыши шестнадцатиэтажного дома в Припяти, с кладбища села Кривая Гора. Легко считываемый плакатный месседж последнего - "мирный атом", поставивший крест на исконном крестьянском образе жизни. Низенькие деревянные кресты над едва заметными песчаными могилками воспринимаются выразительно, красноречиво, но не зловеще. На одном из крестов по давнему поминальному обычаю завязан рушник, на втором - совсем свежий венок. Кто-то заботится о могилах предков, кто-то беспокоится об их вечной жизни, а значит - жизнь продолжается. Недалеко от кладбищенской ограды прижилась совсем молодая сосенка, деревце зеленеет и тянется вверх, как вызов убийственной радиации. Дальше виднеются крыши сельских домов, напоминающие панцири доисторических рептилий, уцепившихся за весеннюю землю с бурой прошлогодней травой, готовые все выдержать, выжить и сохраниться. Или другое фото: крепкий сруб, которому, вероятно, сотня лет, а на колышке между колодами висит кованый ключ. "Мы неподалеку, мы вернемся, потому что только мы знаем, как открываются сокровища этой земли, вы хотели сломать этот код и пострадали", - звучит в подтексте снимка. Возможно, в этом и заключается квинтэссенция жизненной философии жителей сел Киевщины, Житомирщины, Ровенщины, очутившихся в полосе радиоактивного загрязнения.
С начала 1990-х к покинутым селам Чернобыльской зоны, а также к полищукам-переселенцам проводятся регулярные научные экспедиции, которые координирует Центр защиты культурного наследия от чрезвычайных ситуаций, возглавляемый Ростиславом Омеляшко. Его сотрудники собирают образцы традиционной культуры, семейные архивы, записывают разговорный и песенный фольклор, проводят фото- и видеосъемку. Постоянным участником чернобыльских экспедиций является Лина Костенко. Выставка "Чернобыль +20" создана в основном по материалам летней и осенней экспедиций 2004 года, хотя есть тут и снимки из поездок 1996-1998 годов. На сегодня в архиве Сергея Марченко около 5 тысяч кадров.