Шекспир встал с колен в театре "Ателье-16" [ Редагувати ]
В театре "Ателье-16" состоялась премьера. Это пятая премьера сезона в театре и шестая постановка "Ромео и Джульетты" Вильяма Шекспира за все время существования киевских театров.
Долгое время, а именно последних лет пятьдесят, трагедиям Шекспира в Киеве не особо везло. Не стала исключением и "Ромео и Джульетта". Собственно, в XX веке столичные зрители видели только одну драматическую постановку пьесы английского драматурга. В пятидесятых годах прошлого столетия на сцене Русской драмы спектакль был поставлен режиссером Борисом Нордом, а роль Ромео тогда играл Николай Рушковский. И только пару лет назад репертуары театров запестрели названием "Ромео и Джульетта" - ТЮЗ, "Молодежка", Театр драмы и комедии на Левом берегу, Театр Франко, и вот теперь "Ателье-16". Для театра, "застрявшего" на произведениях зарубежных авторов начала и середины прошлого столетия, пьеса Шекспира стала своеобразным экзаменом на жизнеспособность, выживание труппы в театральном потоке Украины.
Решение шекспировских ребусов
Беря для постановки произведение Шекспира, режиссеры сталкиваются с огромным количеством ребусов и загадок, оставленных в наследство автором. Найдя ответы на все вопросы, авторы спектаклей смело говорят о собственном концептуальном решении произведения. Игорь Тихомиров поиском ответов занимается уже не первый год. Постановка в "Ателье-16" - третье обращение Тихомирова к "Ромео и Джульетте". Вторая попытка была в Молодом театре. После недолгой жизни в репертуаре театра спектакль был снят. "Ромео и Джульетту" в театре "Ателье-16" я бы все-таки назвала вариацией предыдущей постановки.
Жанр для простолюдинов
В своем спектакле Игорь Тихомиров замешивает крепкий коктейль из театральных традиций нескольких эпох и жанров, находя даже самому необычному вполне логичное объяснение.
Свою постановку режиссер начинает с выхода Дзанни - героя итальянской комедии масок, достигшей своего развития в эпоху Возрождения, как раз в момент написания пьесы. Раскрепощенная, свободная телом и духом, комедия масок особой любовью пользовалась среди простолюдинов. Вероятно, отсюда желание "Ателье-16" сбить несколько пафосный, выработавшийся за 400 с лишним лет тон трагедии. Правда, выдержать этот тон до конца спектакля режиссеру все же не совсем удалось. Во втором действии Игорь Тихомиров изменяет себе и срывается на излишне слащавую интонацию.
Попытка втиснуть в рамки комедии масок трагедию Шекспира не ограничились лишь вводом в ее драматургическую ткань дополнительных героев (Дзанни). Такими примерами могут быть образы графа Париса (Сергей Стрельников) - Пьеро, Меркуцио (Александр Богданенко) - Бригелла, кормилица (Виталина Библив) - Сервета и, конечно же, пара влюбленных Ромео (Сергей Радченко) и Джульетта (Анастасия Касилова).
Техника Ренессанса
Кроме театральных традиций эпохи Ренессанса, Игорь Тихомиров в своем спектакле активно использует и живопись этой эпохи. В частности это проявляется в создании внешнего облика Леди Капулетти (Светлана Шекера) - прическа, намеренная бледность.
Декорации, перенесенные из Молодого театра на сцену "Ателье-16", заиграли новыми красками. Разместив их в более компактном пространстве, сценограф Татьяна Волошинова добилась эффекта театра кукол. На фоне маленьких домиков герои кажутся непомерно большими и нелепыми.
А был ли мальчик?
Те, кто хорошо знает сюжет трагедии Шекспира, помнят, что в компании юного Ромео есть слуга Бенволио. Его половую принадлежности автор пьесы особо не акцентирует. Но не тут-то было. В спектакле Игоря Тихомирова закадычный друг клана Монтекки превращается в прелестную девушку (Вита Смачелюк). Она явно заигралась в мальчишеские игры, а ввязалась в них, по мнению режиссера, от любви к Меркуцио.
Собственно, в спектакле рассказывают историю не только Ромео и Джульетты. В постановке хитро сплетаются несколько сюжетов - Меркуцио и Бенволио (который девушка), леди Капулетти и Капулетти (который нетрадиционной сексуальной ориентации), история Париса, которому не повезло оказаться в нужном месте в нужный час.
Женское начало
Женская часть труппы "Ателье-16" не впервые доказывает свой высокий профессионализм. Виталина Библив, Вита Смачелюк, Светлана Шекера и примкнувшая к ним ведущая программы "Подъем" на "Новом канале" Анастасия Касилова, в "Ромео и Джульетте" - хорошее подспорье замыслам режиссера.
Работая над эти спектаклем, по словам Игоря Тихомирова, он впервые столкнулся с труппой, работающей в стилистике одной театральной школы, говорящей на одном языке.