Украинский урожай не входит в планы Европы [ Редагувати ]

В Украине уже собрано больше 30 миллионов тонн хлеба. Обработаны 83% посевных площадей. Так что выполнение плана в 35 миллионов тонн выглядит вполне реальным. Похоже, уроки прошлого года не пропали зря. За валом теперь не гонятся, зато намного выше удельный вес продовольственной пшеницы, да и крестьянам уже не нужно продавать хлеб любой ценой. Поле для манёвра получили и производители, и государство. В том числе и на внешнем рынке. За рубеж в этом году рассчитывают продать 8 миллионов тонн зерна. Правда, сделать это будет непросто. Европейский союз закрывает свои рынки.
Украинским зерном Европа поперхнулась. Или просто притворилась. Но в конечном итоге защитилась... После окончательного утверждения новых зерновых пошлин, Украина может забыть о титуле житницы Европы. За последние сто лет реально это было дважды. Первый раз, накануне первой мировой войны, второй - в прошлом году.
В последний раз Украине просто повезло. Страна, обладающая четвертью запасов мировых черноземов, неожиданно для себя собрала 40 миллионов тонн зерна - почти в 1.5 раза больше своих потребностей. В это же время Европа пережила неурожай и позволила завести извне 8 миллионов тонн зерна, 2 миллиона из которых поставила Украина. Брюссель, испугавшись агроэкспансии с востока изменил ввозные пошлины. Ожидается, что теперь беспошлинная квота Украины составит 40 тысяч тонн. Тоже самое ожидает Казахстан и Россию, которые как и Украина, не являются членами ВТО и поэтому не защищены от европейского протекционизма. В самой Европе неоднозначно оценивают санкции против восточного зерна.
Николай Петрик, представитель компании ''Glencore'': "В Европеском союзе существуют демократические правительства, которые, в общем-то, не могут в открытую сказать, что мы вводим эмбарго на импорт украинского зерна только для того, чтобы поддержать супердоходы фермеров в Германии. Сама активная позиция украинского правительства, украинского МИДа, которая будет безусловно поддержана трейдерами, занимающимися украинским зерном, будет иметь результат".
Зерно стало одним из стратегических товаров украинского экспорта. А после того, как против украинской стали ополчились с запада на восток - чуть ли не единственным. Украинские хлеба в прошлом году принесли стране денег не меньше, чем доходы от торговли оружием. Да и селяне, почувствовав запах денег, не ищут простых решений, подобно увеличению посевных площадей. Правда нынешнее падение внутренних цен не позволит ввести новые технологии производства зерновых и в частности заменить вырождающиеся сорта.
Сергей Рыжук, министр аграрной политики Украины: "Тона пшениці зараз коштує близько 65-70 доларiв. Якби було б хоч сто - це була б iнша справа. Тодi можна було б рентабельнiсть пiдняти. Хоча й зараз у нас всi по iнтенсивних технологiях працюють".
Экспортеры сейчас активно играют на понижение цен. Безусловно на ситуацию влияет и сезон, и то, что почти 3 миллиона тонн зерна осталось с прошлого урожая. Да и ожидание закрытия европейского рынка не способствует торговому оптимизму. Но проблема усугубляется внутренним не соблюдением обязательств бюджета перед экспортерами. Правительство задолжало трейдерам почти полмиллиарда гривен невозвращенного НДС.
Сергей Рыжук, министр аграрной политики Украины: "Ми не приховуємо, що експортери не отримуючи ПДВ за ми нулі періоди, намагаються компенсувати це, купуючи на 20% дешевше".
Если потерю рынка ЕС отечественные эксперты воспринимают как неизбежность, то резкое падение цен вызывает у них тревогу. Лишь 2 последних года сельское хозяйство было безубыточным. Но это достаточно условный показатель. Количество убыточных хозяйств все еще не позволяет говорить о выходи отрасли из кризиса.
Николай Верницкий, эксперт, компания ''Проагро'': "Больше всего пострадают товаропроизводители. Доходность хозяйств итак не высока и она скорее всего еще больше упадет".
В сухом остатке от изменений конъюнктуры рынка, повышение рентабельности отечественной пищевой промышленности. Может быть, кое-что ощутит на себе рядовой украинец, хотя министр аграрной политики пока не считает необходимым понижение розничных цен на хлебобулочные и мясомолочную продукцию. Возможно, украинский бизнес откроет для себя новые рынки. По крайней мере, несколько лет назад Киев был на втором месте по поставкам кукурузы в Южную Корею, но затем уступил свои позиции. Но, безусловно, нынешняя ситуация добавит евроскептицизма даже самым ярым сторонникам дороги на Брюссель.