Похитители сбивают цену на "Славнефть" [ Редагувати ]

5 декабря нефтяная компания "ЛУКОЙЛ" объявила о том, что отказывается от участия в аукционе по продаже госкомпании "Славнефть". Глава "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов мотивировал это появлением других приоритетов.
Тем временем, отречение "ЛУКОЙЛа" от "Славнефти" совпало по времени с двойным похищением в Закавказье родственников топ-менеджеров "ЛУКОЙЛа" и "Славнефти".
Сначала в Грузии был уведен неизвестными из собственного дома отец вице-президента "ЛУКОЙЛа" Вагита Шарифова, а затем в Абхазии исчезла мать вице-президента "Славнефти" Джумбери Ткебучавы.
Аналитики и сами нефтяные компании, понятное дело, не связывают эти похищения с аукционом по "Славнефти". Скорее всего, так оно и есть. Фактом остается лишь то, что теперь другие претенденты на госкомпанию (то есть без участия "ЛУКОЙЛа") отдадут за нее гораздо меньше денег.
Большинство российских инвестаналитиков не спешит связывать исчезновения родственников с попытками оказать какое-либо давление на нефтяные компании. Их позиция понятна - размышления на эту тему могут обрушить курс акций компаний нефтянки.
Инвестбанки, являющиеся крупными держателями этих ценных бумаг - а они вместе с акциями телекомов в настоящий момент приносят наибольший доход - разумеется, опасаются подобного развития событий. И сегодня большинство инвестбанков уверенно рекомендует инвесторам покупать акции "ЛУКОЙЛа", не взирая на все последние криминальные перипетии вокруг этой компании.
Между тем, речь идет о родственнике одного из самых влиятельных людей в "ЛУКОЙЛе". Вагит Шарифов, член правления и вице-президент компании, является начальником главного управления по реализации нефтепродуктов - это самый прибыльный бизнес после экспорта нефти.
Можно с уверенностью утверждать, что "ЛУКОЙЛ" имел самые серьезные намерения в отношении "Славнефти". По данным инвестиционной группы "Атон", "ЛУКОЙЛ" в последнее время сумел накопить денежные резервы в размере 4,3 миллиарда долларов.
Неудивительно, что с подобными ресурсами вице-президент "ЛУКОЙЛа" Леонид Федун еще совсем недавно оптимистично заявлял о том, что у его компании достаточно денег для победы над конкурентами за "Славнефть". Последние, правда, просто так "Славнефть" отдавать не собирались.
"Сургутнефтегаз", например, собрал для покупки "Славнефти" более 4 миллиардов долларов. Кроме того, в последнее время отмечался бурный рост операций с ценными бумагами "Славнефти". В начале декабря акции госкомпании, никогда не пользовавшиеся особой популярностью у инвесторов, вдруг вырвались в лидеры по числу операций в системе индикативных котировок RTS Board.
Часть аналитиков объясняло это попытками миноритарных акционеров "Славнефти" - ТНК и "Сибнефти" - скупить акции госкомпании для того, чтобы сформировать блокирующий пакет. Если, мол, обе компании проиграют в декабрьском аукционе, то за свой пакет акций они смогут потребовать порядка 360 миллионов долларов.
Все эти шаги нефтяных компаний постепенно "разогревали" рынок и обсуждаемая возможная цена, за которую уйдет "Славнефть", постоянно росла (при стартовой цене в 1,7 миллиарда долларов стали говорить уже о 3,2-4 миллиарда долларов).
После схода с дистанции "ЛУКОЙЛа", одного из главных участников торгов, ситуация вокруг "Славнефти" может существенно измениться. Понятно, что максимальная сумма, которую готовы отдать за "Славнефть" оставшиеся участники аукциона, теперь окажется гораздо ниже.
Не факт, что тот же "Сургутнефтегаз" выложит теперь все собранные им 4 миллиарда, так как торговаться с "ЛУКОЙЛом" ему уже не придется. Правда, по слухам, "Сибнефть" ведет сейчас переговоры с не участвующим в аукционе "ЮКОСом" о том, чтобы подзанять 3-4 миллиарда долларов. В случае, если стороны придут к взаимоприемлемому компромиссу, государство, возможно, еще сможет продать "Славнефть" по сходной цене.