Новобогдановка-2 - под Киевом [ Редагувати ]
Новобогдановка-2 - под Киевом. Здесь жизнь, как на минном поле. Почти полвека назад в районе города Белая Церковь взорвались склады и поезд с боеприпасами. Снаряды разбросало на площади в 200 гектаров. До середины 90-х годов место взрыва было под охраной, но потом оцепление сняли. И в 2001-м двое охотников за цветными металлами подорвались здесь на бомбе. Наконец, на этой неделе саперы начали очищать местность, буквально усеянную снарядами. На разминировании побывал наш корреспондент Роман Недзельский.
В этом лесу миноискатель просто зашкаливает. Авиабомбы и артиллерийские снаряды - на каждом шагу.
Они как грибы, почти под каждым деревом, - говорит пиротехник Дмитрий Юрчук. Убедиться предлагает наочно - делаем несколько шагов от исследованных саперами мест - и вот он, снаряд времен Второй мировой. Немного далее - еще один. В войну их переделывали под авиационные бомбы.
Дмитрий Юрчу, заместитель начальника центра разминирования Центрального спасательного отряда МЧС:
- Видно бугель, за который бомбу к самолету прицепливали. И был стабилизатор. Но так как стабилизатор делался из тонкого металла, за пройденные годы он, соответственно, перегнил.
Такая россыпь в урочище Товсте под Белой Церковью осталась не после боев. Это результат забытой теперь катастрофы. Здесь еще с тридцатых годов были склады авиабазы. После войны боеприпасы там рвались дважды - в 1956-м и в 62-м. Последствия взрывов тогда убрали лишь с поверхности. А в 90-х воинскую часть, что охраняла склады, расформировали. По предварительным данным, боеприпасами теперь усеяны 200 гектаров леса.
Но саперы и эти таблички с надписью "Осторожно, мины!" появились здесь лишь сегодня. До этого вход в лес, нашпигованный боеприпасами, был открыт для каждого. Свои раскопки здесь постоянно вели искатели металлолома и тротила.
Лес почти весь перерыт, - говорят саперы. Даже в день начала разминирования застали тут троих копателей. Многие из них живут здесь в селе Фурсы, что всего в нескольких сотнях метров от взрывоопасного урочища. Местные жители признаются - ходили копать боеприпасы еще с детства. Для некоторых это сейчас - бизнес.
Василий Трохименко, житель села Фурсы:
- Ті, що не здетонірували, не трогали в основном. А з таких, що вже бока вирвані, то ми тол випалювали. В дитинстві костер запалимо, туда патрони кидали, - вони взриваються. Ну, діти є діти.
Валентин Глущак жител села Фурсы:
- Ходять хлопці, осколки риють там, у лісі, де склади були. А ще одних, то я знаю, то автомата знайшли, то якусь частину кулемета, то таке все є зброя, то гранати.
Таких людей не испугала даже смерть - в 2001 взрыв авиабомбы в лесу унес жизнь одного человека, одного тяжело ранил. Но теперь многим поисковикам-экстремалам бизнес прикроют саперы. Правда, работы пиротехникам на несколько лет. Ускорить ее помогла бы карта-схема бывших складов. Но ее в МЧС не нашли. Говорят, документы - в России и засекречены.
Владимир Антонец, заместитель министра по вопросам чрезвычайных ситуаций:
- Нам бажано документи отримати – що, де в них зберігалося. Тому що, он говорять, що сховища єсть підземні, де боєприпаси збереглися. Ми їх поки що знайти не можемо.
Почему покончить со складами решили именно сейчас - вопрос риторический. В МЧС говорят - раньше просто не было программы и, соответственно, целевого выделения денег на разминирование.
Владимир Шандра, министр по вопросам чрезвычайных ситуаций:
Коли хтось підривався, сюди заїжджали рятівники піротехніки МНС, проходили якусь територію, знаходили якусь кількість боєприпасів і так далі. В цьому році ми хочемо підійти комплексно і ми хочемо зробити поверхневу, потім поглиблену очистку.
Это место, как и Новобогдановку, пиротехники обещают сделать полностью безопасным. Во сколько обойдется такое исправление ошибок прошлого - пока подсчитать не берутся.