Из Африки возвращаются украинские пилоты [ Редагувати ]
Сегодня утром они приземлились в аэропорту Николаева. В Либерию - в рамках миссии ООН - отправилась - десятая смена военных. Пятьдесят шестой вертолётный отряд находится в африканской стране - уже пятый год. После гражданской войны Либерия - на грани гуманитарной катастрофы. Украинские лётчики - помогают перевозить грузы и патрулировать границы. Репортаж Акима Галимова.
О том, что эти вёртолеты боевые - сразу и не скажешь. Они белого цвета - это требования ООН. Вот Ми-24 - готовится к вылету. "Вертушка" - так называют эту машину военные - оторвавшийсь от земли, быстро набирает высоту. Маршрут патрулирования - вдоль береговой линии океана, посадка в первой точке. Инструктаж с вновь прибывшим проводит пилот, который отлетал здесь полгода.
Такие уроки проводят каждые полгода, когда меняются лётчики. И хотя многие из них уже несколько раз были в Африке, всегда есть чем поделиться с новичками.
Мечта любого летчика каждый день подниматься в небо. здесь в Африке эта мечта сбывается. Пожалуй поэтому украинские пилоты снова и снова возвращаются в Либерию. Ротацию за ротацией они несут мир в далекую и очень необычную для европейцев страну.
Теперь для лётчика Юрия Стороженко Либерия - вторая родина. Её границы он патрулировал каждый день, знает все сёла, которые полгода проносились под брюхом его вертолёта. Несмотря на болезни и жаркий климат - Юрий приехал сюда - чтобы помочь стране и получить бесценный опыт.
Юрий Стороженко:
Сейчас да, Либерия, она дополняет, так скажем, тот недостаток тех часов, которые мы недополучаем на Украине.
Однако по доистоинству эта работа не оценивается. Зарплата лётчика - в среднем 1300 долларов в месяц - столько же получает рядовой бангладешского контингента в Либерии. А весь украинский отряд зарабатывает для государства около 40 миллионов долларов в год. Это деньги, которые платит ООН, - за использование техники и людей. Объеденённые нации могли бы больше платить Украине, - утверждает командир отряда, - а Украина должна больше платить своим миротворцам.
Тарас Шлюхарчук, командир 56-го отдельного вертолетного отряда:
Весь світ вже перейшов, всі комерційні структури перейшли на компенсації від Обєднаних Націй більш 4 тисяч за годину нальоту. Український миротворчий загін до цієї пори працює по росцінках 96 року - 1600 долара за Мі-8, і 2458 долара за Мі-24.
С каждым годом набирать лётчиков в Либерию для Министерства обороны все сложнее. Они не то чтобы не хотят ехать в Африку, - хотят, но не военными. Получив опыт работы в этом регионе, пилоты увольняются из армии и заключают контракт с ООН - уже как гражданские пилоты. Ротация у них на два месяца меньше, зарплата в пять раз больше. О таком продолжении карьеры - уже подумывает и Юрий Стороженко.
Юрий Стороженко:
Когда нибудь это случится, человек исчерпает свой ресурс в вооруженных силах. Спрос на специалистов нашей профессии есть в мире, он существует. Здесь я думаю это будет нормальное продолжение.
Этот отряд - единственное военное подразделение в Либерии, у которого есть вертолёты. А потому руководство миссии поручает украинцам самые опасные задания. Контролировать территории - где после войны ещё не установлен порядок. Именно поэтому лётчики с желто-голубым шевроном - в особом почете у местного населения.
Украинцы уже внесли свою лепту в установление мира в этой африканской стране. Теперь главная задача - удержать его. Но так, чтобы оружие всегда оставалось на складах.
Из Либерии, Африка, Аким Галимов, Вадим Ревун, "Подробности", телеканал "Интер".