Белькевич: Когда играют Беларусь и Украина, болею за красивый футбол [ Редагувати ]

Экс-полузащитник киевского "Динамо" и сборной Беларуси Валентин Белькевич рассказал esport.by о наиболее ярких эпизодах карьеры.
"После распада СССР было интересно играть, поскольку около пяти белорусских команд играло во второй всесоюзной Лиге, а тогда уровень таких команд был достаточно высок. Это подтверждало и то, что не раз команды из второй лиги союзного чемпионата доходили до полуфинала Кубка СССР. Да, были, как и сейчас, команды невысокого уровня, но в целом чемпионат Белоруссии в первые годы был интересным. Минское "Динамо" действительно стабильно становилось чемпионом страны, но лишь с небольшим отрывом от преследователей. А вот лет через пять уровень первенства Белоруссии уже заметно упал", - говорит Белькевич.
"Почему в еврокубках дальше квалификации не могли пробиться? Вы взгляните, с кем мы играли! Дважды нам попадался бременский "Вердер": раз в Лиге чемпионов, раз - в Кубке УЕФА. "Вердер" на тот момент был одной из сильнейших команд бундеслиги, в ее составе играли молодой Марко Боде, новозеландец Уинтон Руфер, австриец Андреас Херцог. Если в Минске мы еще могли им противостоять, а в Германии они нас выносили. В 93-м – 5:2, два года спустя – и вовсе 5:0. Интересно, что во втором случае после первого тайма счет был 0:0. Но стоило нам пропустить, причем забили себе мы сами, и - пошло-поехало! Примерно то же случилось и с "Лацио". Дома нулевку откатали, а в Риме 1:4 попали", - сокрущается Валентин.
Не обошел Белькевич вниманием и историю с дисквалификацией за допинг: "Кратко расскажу, как все было. Где-то за год до этого у меня болело колено. Его лечением занимался клубный доктор. Тогда в матчах еврокубков еще не было допинг-контроля. Поэтому никто не вел строгого учета использования медикаментов, лечебных процедур. Это сейчас в Киеве в компьютерную память заносятся каждая таблетка и даже вес, давление игрока за каждый день. Так что можно восстановить картину самочувствия и год спустя! А тогда в Минске врач просто делал мне уколы ретаболила. Он применяется, не только для наращивания мышечной массы, но и для укрепления костей, что и требовалось мне. Никто не предполагал, что уже следующим летом начнутся допинг-тесты и, главное, что следы содержавшегося в лекарстве нандролона остаются в организме спустя девять месяцев. И когда все это случилось, никто не смог дать внятных объяснений. С кого было спрашивать? С меня? Откуда мне было знать, что мне вводили полгода назад? Я же не разбираюсь в медицине. Считаю, что я просто стал жертвой стечения обстоятельств. Дисквалификация случилась после матча с мальтийским "Хиберниансом". Мы еще дома 3:1 выиграли, я гол забил. Впаяли год дисквалификации и штраф. В чемпионате Беларуси мне разрешили играть, так как это был первый случай в стране".
Вспомнил Валентин и момент, как очутился в "Динамо": Нельзя сказать, что предложение от киевского "Динамо" было неожиданным. После распада Союза, как вы помните, проводился Кубок Содружества. Это были смотрины всех постсоветских команд, на которых купцами выступали клубы из России и Украины. Мы хорошо сыграли в группе с киевским "Динамо", обыграли их 3:2, и наверняка нас с Хацкевичем там присмотрели. Кстати, встретились мы с киевлянами в том розыгрыше и в полуфинале из-за глупостей регламента. По сетке специально вели финал "Спартак" и киевское "Динамо". Второй раз мы проиграли киевлянам 0:4. После этого турнира у меня было много предложений от московских команд. "Спартак" и московское "Динамо" усердно звали. В "Спартаке" предлагали гораздо выше зарплату, все знакомые советовали переехать в Москву, Говорили - мол, "Спартак" твоя команда, ты по стилю игры хорошо им подходишь, а в Киеве более силовой футбол, тебе будет сложно. Наверное, решил сделать ход конем!"
"Когда я пришел, тренером "Динамо" был Сабо. А Йожеф Йожефович проповедует более силовой, атлетический футбол. Только мы приехали на первые сборы в Швеции, Сабо сразу обратил внимание на габариты Хацкевича... У каждого тренера свое видение футбола. Когда пришел Лобановский, в составе играли уже и Саня, и я. Лобановский был не просто тренером - он был психологом умеющим убедить и внушить. Валерий Васильевич вызывав игроков к себе не для того, чтобы напихать, а наоборот, поинтересоваться, как у футболиста дела, все ли нормально в семье. Главное, что было в Лобановском - его стремление изменить житейскую философию своих подопечных, заставить их поверить в себя, ощутить уверенность в том, что не боги горшки обжигают, даже в чудо-командах. Вот что его было главной идеей! И под эту идею он подбирал исполнителей. Васильевич умело находил единицы среди потока материала, попадавшего к нему в руки. Лобановский привил нам психологию победителей! Васильевич неустанно утверждал: "Они такие же люди, как и вы, из того же теста слеплены. Соперника не надо бояться, его надо уважать. Почему вы их не можете обыграть? Главное, чтобы вы "беленькими" не выходили на игру. Не надо бояться громких имен", - вспоминает футболист.
"Что помешало Корниленко закрепиться в Киеве? Солидная конкуренция. Приведу пример. Когда был Лобановский, на зимние сборы всегда брали 10-15 новичков. В сумме тренировалось около 40 человек. И делалось это неспроста. Лобановский давал понять, что даже игрокам основы, Реброву, Шевченку, мне, Каладзе, да всем не гарантировано место в составе! Старые заслуги в прошлом. Кто лучше будет проявлять себя на сборах, тот и сыграет. Расслабляться не приходилось. Таким образом и создавалась конкуренция. На каждое место по 2-3 человека. Я бы не сказан, что у меня скорость была невысокая. Это по стилю моего бега визуально так казалось. 30 метров пробегал в динамовской пятерке! На такой короткой дистанции тяжело определить быстрейшего. Попробуй секундомер точно включи и выключи! Все решают сотыя секунда. Бывало, для замера бега на 30 метров устанавливали лучи на отметках 10, 20 и 30 метров - чтобы точно определить время. Были некоторые, кто выбегал из четырех секунд. В частности, Радченко - точно", - говорит Белькевич.
Экс-игрок "Динамо" не жалеет, что так и не попробовал поиграть в Европе: "Разговоры об интересе "Ливерпуля" ходили, но никто ко мне лично не обращался. У меня никогда не было агента. Также говорили, что потом вместо меня "Ливерпуль" купил Шмицера из "Ланса". Почему не было агента? А зачем? Если бы у меня заканчивался контракт, возможно, и понадобился бы агент. А так я сам постоянно продлевал срок соглашения с "Динамо". Я хочу сказать, что с выбором агентов нужно быть поосторожнее. Много шарлатанов и дилетантов, которых интересует лишь коммерческая сторона вопроса. Были случаи, и не единичные, что футболисты обжигались на агентах… Полностью доволен тем, как сложилась моя карьера. Не факт, что я бы заиграл, скажем, в "Ливерпуле". Возможно, потом я сменил бы один клуб на другой и там тоже не закрепился бы... Так что жалеть ни о чем нельзя! Мне наоборот кажется, что в Англии мне было бы легче заявить о себе, чем в Испании или Италии. Мне всегда было проще играть против английских команд. Особой футбольной мысли на Туманном Альбионе нет. Другое дело – испанский футбол. К слову, вы не задумывались, почему испанцы в большинстве случаев обыгрывают англичан? Потому что они мяч держат, а англичане без толку бегают, не могут мяч забрать! Простая футбольная истина – по футбольному полю быстрее всего бегает мяч. Кто им владеет, тот и господствует в игре. Отбирание мяча изматывает, соперника, что приводит к усталости и лишним затратам сил. Поди вон попробуй, отбери мяч у "Барселоны" сейчас! Да, бегать надо, никто не спорит. Но прежде всего – тактическая грамотность и исполнительное мастерство".
Конфликт с Малофеевым, по мнению Белькевича, не стоил и выеденного яйца: "У меня с Малофеевым отношения как у игрока с тренером (улыбается). Каждый тренер своеобразен. Мне рассказывали, когда пришел Штанге в сборную Беларуси, появилась следующая традиция: "Если в сборную приглашают новичка, он обязан в кругу какую-то песню спеть"... Лобановский, как вы знаете, редко улыбался. Рассмешить его было непросто, а вот Диме Михайленко удалось это сделать. У Димы язык был подвешен классно! Короче, идет разбор тренировки, а Лобановский злой и повышенным тоном обращается к игрокам: "Кто играл с Федоровым?" Тишина, пауза, и вдруг голос Димы сзади: "Могильный и Буре"!
Обида на Малофеева после матча с Украиной? Я никогда матчи не сдавал. Чего он не кричал, что мы здесь 0:0 сыграли? Если б я хотел сдать игру, я лучше бы в Киеве сдал бы, верно? Меньше претензий. Я ж не могу с Хацкевичем обыграть команду... В белорусской прессе все, что хочешь, можно было прочесть после игры. Писали, что я мешаю играть Глебу, что надо убрать Белькевича. Пожалуйста, если я вам действительно мешаю играть, играйте сами. Я ушел из сборной".
Белькевич считает, что в отборочном турнире чемпионата мира-2010 у Украины и Беларуси одинаковые шансы: "Интересно было бы сыграть с нынешней сборной Беларуси! Жаль, что невозможно. Если бы время можно было отмотать назад и провести такой поединок, тогда точно бы знали, какая сборная сильнее! Когда играют сборная Беларуси и сборная Украины, болею за красивый футбол. Мне обе страны родные. Пока шансы на второе место есть - надо бороться! Футбол выравнивается и все возможно. Ну кто ожидал, что американцы после двух поражений на Кубке конфедерации выйдут из группы, а потом хлопнут Испанию в полуфинале? Раньше можно было на одной ноге обыграть Сан-Марино, Мальту, Люксембург. А сейчас Франция еле-еле обыгрывает Андорру, забивая победный гол на 80-х минутах! На поле выходят одиннадцать игроков, и они должны дополнять друг друга. Например, если бы в свое время не было Реброва, Шевченко и других, кто знает, где был бы Белькевич или наоборот. Лобановский всегда говорил: "Сначала надо сделать команду-звезду, а потом в ней появятся звездочки".
Напоследок бывший лидер "Динамо" рассказал о том, что теперь является украинцем: "Я поменял гражданство. 1 апреля 2008 года украинский паспорт получил".