Языческие мистерии на Купала [ Редагувати ]
Иван Купала (Иванова ночь, Иванов день)
- один из главных праздников календаря, день Рождества Иоанна Крестителя, день летнего солнцестояния.Исследователи утверждают, что дата Купалы вычисляется не по дате христианского праздника, который получил в народе весьма забавное название "Иван-Купала", а по определенной формуле, связанной с летним солнцестоянием. В годовом календарном цикле праздник Купалы соотносится со "зрелостью" (Коляда -"рождение" и "отрочество", Великдень - "юность", Купала - "зрелость", Таусень - "старость", Коляда - "смерть" и "рождение"). Периоду "зрелости" соответствуют и такие понятия как "брак", "женитьба" и пр.
Дата празднования Купалы подвижна и связана с сочетанием двух астрономических событий - летним солнцестоянием (22 июня) и ближайшим к нему полнолунием. За основу берется дата солнцестояния - это главное событие. Если ближайшее полнолуние сильно отстоит от 22 июня, то Купала празднуется точно по солнечной дате, а если полнолуние близко к солнцестоянию (не далее 2 - 3 дней назад и 7 - 10 дней вперед), то празднуется в ночь сочетания этих событий. Если Купала празднуется в период сочетания солнцестояния и полнолуния, то это уже не просто Купала, но Великая или Сильная Купала.
Если Купала Сильная, то основным мистическим мотивом купальских мистерий является Брак, если при этом полнолуние непосредственно предшествует дате солнцестояния, то акцентируется Девственность (прощание с Девственностью), если последует, то ведущим мотивом является Брак.
Если Купала не является Великой, то весьма важным мистическим мотивом (помимо Брака) является Смерть. Ибо акцент в этом случае делается не на сочетании Сильного Солнца и Сильной Луны, а только на Солнце, которое с этого дня начинает убывать. Характерно, что, в силу ряда причин, опережение Купалой даты летнего солнцестояния менее предпочтительно, чем запаздывание. Это хорошо видно по допустимому смещению даты Великой Купалы относительно 22 июня - всего полнедели назад и почти две недели вперед. Соответственно и максимальное удаление полнолуния от Купалы тоже получается "нелинейным" - полторы недели назад и две с половиной недели вперед (астрономически максимальная дистанция без учета направления - две недели).
Подвижность точной даты и учет ближайшего полнолуния определяют своеобразный характер всего праздника - помимо конкретной даты Купальской Ночи имеет место и так называемая "Купальская неделя" (иногда называемая "Русальская неделя" или "Русалии", что не совсем верно). Заметим, кстати, что "неделя" здесь понятие не строго календарное - в реальности она может длиться и две, и три календарных недели.
Один и тот же принцип определения дат праздников используется для всех праздников, связанных с четырьмя ключевыми точками солнечного календаря (два солнцестояния и два равноденствия) - для Коляды, Великодня, Купалы и Таусеня. Все эти праздники, помимо точной (подвижной) даты имеют еще и свою "неделю" (Купальская, Колядки и пр.).
Подвижность Великодня, например, вынудила христиан (умышленно "накрывавших" языческие праздники христианскими) ввести так называемую "Александрийскую пасхалию" - формулу вычисления даты Пасхи, которая в древности совпадала (за малым исключением) с формулой языческой. Отсюда же и так называемая "Пасхальная неделя" и название Пасхи, совпадающей с праздником Благовещения - "Кирио-Пасха" от греческого слова "кирос" ("сильный"). Однако бездумно применять "обратную" технологию для восстановления дат языческих праздников нельзя. Дата Ивана-Купалы, например, во-первых, перестала быть подвижной, а, во-вторых, опаздывает теперь по отношению к дате летнего солнцестояния аж на 13 дней ("уехав" вместе с неточным Юлианским календарем).
Купальские обряды, совершаемые в канун праздника ("ночь накануне Ивана Купалы"), составляют сложный обрядовый комплекс, включающий: сбор трав и цветов, плетение венков, украшение зеленью построек, разжигание костров, уничтожение чучела, перепрыгивание через костер или через букеты зелени, обливание водой, гадания, выслеживание ведьмы, ночные бесчинства и др. Содержательным стержнем всей купальской обрядности является мотив изгнания, выпроваживания нечистой силы, которая, по народным представлениям, особенно опасна в это время.
Центральным актом купальского обряда является символическое уничтожение ведьмы. Символизирующий ведьму ритуальный предмет (чучело, зелень, конский череп, старая обувь и т. п.) сжигали, сплавляли по воде, выбрасывали в канавы, ямы, болото, разрывали на части, били, забивали камнями, забрасывали на крышу дома, на дерево, удаляли за пределы жилого пространства, за границы села, отпугивали при помощи ритуальною шума, выстрелов и т. п.
Наиболее типичный способ уничтожения ведьмы - сожжение на костре, причем само возжигание костра часто обозначается выражением "ведьму палить". В костре сжигались специально изготовляемые ритуальные предметы - символы купальского обряда: чучело, срубленное и украшенное деревце, пучки веток, цветов, зелени, укрепленные на шесте, и др. С ними участники обряда обходили село, устраивали хороводы и игры, после чего их уничтожали. Сжигались также предметы, служившие основой костра: воткнутые в землю шесты, палки с укрепленными на них колесами, корзинами и т. п., рогатины, увешанные венками, лаптями и т. п.
Наконец, уничтожались в огне предметы домашнего обихода: веники, метлы, обувь, нитки, бочки, бороны, мазницы, телеги, деревянная посуда - похищенные со дворов соседей, снятые с петель двери, калитки. разобранные заборы и т. п. Чучелам давались имена Ведьма, Купала, Мара, Марина, Ульяна, Катерина, реже Иван, Дед, Черт. Чучела носили по селу на шесте, после чего либо бросали в костер, либо выбрасывали в воду, под мост, в канаву, забивали камнями, разрывали на части.
Чучело могло изготовляться из пучков зелени или просто заменяться пучком травы, букетом цветов и т. п. которые также назывались Ведьма или Купайло. Иногда носили на шесте украшенное деревце - березку, вербу или сосенку или украшали растущее деревце, укрепляли на его верхушке чучело, колесо, солому, цветы и т. п. и раскладывали вокруг него костер. Особое место в купальском реквизите занимают венки, которые использовались преимущественно для ряжения девушек и гадания, а затем служили объектом уничтожения: их бросали в костер, в воду, разрывали на части, относили в огород, забрасывали на крышу, реже - относили на кладбище, бросали в колодец. Но нередко купальские венки сохранялись и использовались для лечения или магических действий.
Среди бытовых предметов в качестве сжигаемого символа ведьмы чаще всего выступает колесо, что, по-видимому, связано с поверьями о превращениях ведьмы в колесо (ср. также борону, веник, старую обувь как атрибуты или воплощение нечистой силы).
Сопутствующие действия игрового и магического характера также имели целью выслеживание, опознание, отпугивание, обезвреживание ведьмы или защиту от нее: кипятили на костре цедилку с иголками, чтобы причинить ведьме боль и заставить ее прийти к костру: бегали с факелами, отпугивая нечистую силу; калечили и убивали животных, появившихся возле костра или специально подкарауленных в доме, в хлеву; производили сильный шум битьем в сковороды, в косы, звонили в церковный колокол, стреляли, громко кричали; боронили дорогу, чтобы узнать по следам ведьму. Даже перепрыгивание через костер могло пониматься как способ распознания ведьмы: девушку, которая не перескочила через костер, называли ведьмой.
Кроме того, согласно давнему поверью, в ночь на Ивана Купала молодые люди искали себе пару, выбирали свою судьбу: девушки бросали на воду венки с зажженными свечами, а юноши должны были их выловить - чей венок поймает, та девушка и станет его женой. В эту ночь искали в лесу цветок папоротника - кому
Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой. Купаться в этот день на рассвете - обычай всенародный, и только в некоторых областях крестьяне считали такое купание опасным, так как на Ивана Купала считается именинником сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного. Один из довольно распространенных купальских обрядов - обливание водой всякого встречного и поперечного.
Главная особенность купальской ночи - очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше тот будет счастливее. Через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты ее от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с больных детей рубашки, чтобы сгорели болезни.
Характерная примета Ивана Купалы - многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные в Иванов день, высушивают и сберегают их как самые целебные. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для "отсушки".