55 лет назад в воздух поднялся первый ТУ-104 [ Редагувати ]
Юбилей "тушки". 55 лет назад с подмосковного аэродрома в Жуковском в воздух поднялся опытный самолет ТУ-104. Первый в СССР реактивный пассажирский авиалайнер. Он открыл эру комфорта и скорости. А еще пригодился в космонавтике и астрономии. В 61-м именно с ТУ-104 впервые в Союзе наблюдали солнечное затмение. Об авиагордости Страны Советов - Лариса Задорожная.
Этот самолет показали в кино. О нем говорили в новостях и писали в газетах. Он был гордостью Советского Союза. "Догнать и обогнать Америку". ТУ-104 стал голубой мечтой Никиты Хрущева.
Гонку за лидерство в авиации Петр Боровик испытал на себе. Инженер-конструктор в горячем режиме проектировал самолет. На Харьковском авиационном заводе не успели как следует подготовиться к выпуску первого серийного лайнера, так что собирали его практически под открытым небом. Страна ничего не жалела.
Хрущеву удалось поразить мир. В Лондоне, куда впервые прилетел ТУ-104 на выставку. На этом лайнере руководитель Советского государства сам хотел отправиться в британскую столицу. Но охрана в целях безопасности запретила.
Петр Боровик, инженер-конструктор Харьковского авиационного завода (1955):
- Поехал в Англию на пароходе. А самое главное, пошла пресса в Англии о том, что первый пассажирский самолет - они даже не верили, что прилетел ТУ-104. Все поражены мощью, что Советский Союз сделал первый реактивный самолет.
104-й впечатлил не только иностранцев. Но и советских граждан. Не избалованные комфортом, они впервые увидели в салоне позолоченные кресла. В меню была даже черная икра.
Владимир Тынцер, инженер-конструктор Харьковского авиационного завода (1955):
- Там были мягкие кресла. Ковры, индивидуальные столики с индивидуальным освещением. В общем, это было по тем временам что-то необыкновенное.
В первый год эксплуатации пассажиры стояли в очередях, чтобы путешествовать именно на ТУ-104. Хотя свободно могли взять билет на ИЛ-12. Когда "тушка" садилась в аэропорту, люди еще долго не выходили из салона. Все летчики мечтали летать на 104-ке.
Этот самолет создали специально для отряда космонавтов. Это воздушная лаборатория. Здесь отрабатывались условия невесомости. Машина максимально поднималась вверх, а потом резко снижалась. На 15 секунд появлялась та самая невесомость.
Правда, за яркой обложкой скрывалось то, о чем не писала газета "Правда". С 58-го по 81-й год - 36 аварий. Погибли несколько сотен человек. На этих снимках - Федор Доценко. Один из летчиков-испытателей ТУ-104. Он уверен: это был хороший самолет. Но невольно слезы появляются каждый раз, когда вспоминает, как садил 104-й. Как был со своим командиром в шаге от смерти.
Федор Доценко, летчик-испытатель ТУ-104:
- Степан Филиппович сказал: приготовиться к покиданию. И мы тянем, тянем каждый километр. Видим, вроде, попадаем. Кричит: Федя, шасси! И мы в 10 метрах от КПП упали на полосу.
Самолет был несовершенен - его делали в спешке. Летал на регулярных линиях, а его все дорабатывали. Но Хрущев своей цели добился: цены на авиабилеты в Союзе стоили столько же, сколько в купе поезда. И главное, Запад увидел: в Советском Союзе началась новая эра. Эра новых пассажирских самолетов.
Лариса Задорожная, Александр Яновский, «Подробности», ТК «Интер» из Харькова.