Москва возрождает "стукачество" [ Редагувати ]

В Москве старшие по дому и подъезду отныне обязаны информировать милицию и жилищные организации обо всех приезжих, поселившихся в доме. Такое требование содержится в распоряжении столичного правительства "О мерах по устранению недостатков в регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства и упорядочению платежей за коммунальные услуги".
Ранее сообщалось, что правительство Москвы будет платить гражданам за информацию о соседях по дому. По словам первого заместителя мэра Москвы Петра Аксенова, власти в первую очередь интересуются количеством жильцов в московских квартирах. Денежное вознаграждение за такие сведения могут получать милиционеры, паспортисты и вообще все желающие. Аксенов утверждал, что московское правительство стремится таким образом упорядочить плату за жилищно-коммунальные услуги.
Упор на общественный порядок в советском стиле тревожит некоторых специалистов. В коммунистические времена домовые комитеты считались самыми настоящими гнездами тайных осведомителей милиции, прислужников Коммунистической партии и местных сплетников.
Из всех свобод, полученных после распада советской империи, одной из самых важных была уверенность в том, что дворник не смотрит, какую газету вы выбрасываете в мусорной бак и кто пришел к вам в гости. Людей больше не сажают в тюрьму по доносу соседа, который просто хочет заполучить квартиру несчастного.
Сейчас разворачивается война против терроризма. В последние месяцы когда-то непобедимым российским спецслужбам пришлось пережить несколько смертоносных атак - от захвата театрального центра в октябре прошлого года до двух взрывов, устроенных в Москве террористками-смертницами.
Что же делать? КГБ, может быть, и ушел в историю, однако для борьбы с новым врагом его методы извлекаются на свет божий. Московская городская Дума рассмотрела законопроект о создании новой сети местных информаторов, чьи обязанности будут заключаться в скрытном наблюдении за своими домами и сообщении о "подозрительной деятельности" в милицию.
В стране, все еще страдающей от своего гулаговского прошлого, законопроект вызвал у некоторых людей неприятные воспоминания. Он вызвал не меньшие разногласия, чем те, что имели место в Конгрессе США при принятии Закона о борьбе с терроризмом (USA Patriot Act). Последний предоставляет сотрудникам американских правоохранительных органов, помимо прочего, право тайно проводить обыски или проверять, какие книги покупает человек, если его подозревают в связи с иностранными террористами, пишет Los Angeles Times.
"Дорога в ад часто бывает вымощена благими намерениями, особенно в условиях угрозы терроризма, - говорит один из противников законопроекта депутат Евгений Бунимович. - В нашей стране каждый может оказаться под подозрением".
Павел Вощанов, бывший пресс-секретарь экс-президента Бориса Ельцина, предупредил, что этот закон даст старушкам, сидящим в наших дворах, новое оружие. "Я могу сказать, кто вступит в советы: старые агрессивные бабушки, которым нечего делать, и у которых достаточно негативной энергии, чтобы преследовать нас".
Власти Москвы заявляют, что эта программа ничем не хуже, чем аналогичные программы в США или Европе.
Но сторонники домовых комитетов говорят, что времена изменились. Серия терактов в Москве, вину за которые возложили на чеченских повстанцев, привела к требованиям общественности повысить безопасность в российских городах.
Недавний опрос общественного мнения, проведенный независимой организацией ВЦИОМ, показал, что большинство россиян считают, что, пока продолжается длящаяся вот уже почти 4 года война в Чечне, неизбежны новые акты терроризма. В том же опросе 61% опрошенных заявили, что милиции и службы безопасности недостаточно, чтобы защитить граждан от нападений.
"С самого первого дня службы в милиции я имел дело с ответственными добровольцами, которые считали помощь милиции своей социальной обязанностью", - говорит подполковник Анатолий Шлыков. По мнению представителей правоохранительных органов, для предотвращения актов терроризма необходимо работать в тесном контакте с населением. "Людям недостаточно просто чувствовать ответственность за предоставление информации милиции. Им также важно знать, что они получат за это материальное вознаграждение".