Что даст школьникам реформа системы образования? [ Редагувати ]
Для огромного числа жителей Украины сегодняшний день наверняка проходит под впечатлением вчерашнего. В субботу за парты сели шесть с половиной миллионов школьников. А больше полумиллиона из них - впервые. Кстати именно они станут первыми, кому предстоит испытать все достоинства и недостатки школьной реформы, начатой год назад. Именно первоклашкам предстоит стать новаторами и в другом: они будут сидеть за партами 12 лет, а их знания будут оцениваться по 12-балльной системе. Но эти нововведения лишь самые известные и обсуждаемые. Есть и много другого нового в школьной реформе.
Нынешний учебный год - особенный. И не только потому, что он первый в 21 веке и третьем тысячелетии. 1 сентября Министерство образования Украины подводило первые итоги школьной реформы начатой ровно год назад. Тогда в 2000 году начался процесс модернизации системы образования - именно таким словом министр Василий Кремень предпочитает называть те революционные по сути изменения, которые были введены в школах и ВУЗах Украины. Реформа была необходима, поскольку состояние отечественного образования нормальным назвать было нельзя. За шесть предшествовавших реформе лет в Украине исчезло 246 средних школ. Угрожающе сократилось и количество учащихся. Если в 1999 году в первый класс пошли 645 тысяч ребят, то в 2000 году 543 тысячи. Но наиболее драматично выглядела ситуация в сельской местности. Лишь по официальной статистике, сегодня там не хватает более тысячи учителей. В аварийном состоянии находились свыше четырехсот общеобразовательных школ. А каждая вторая - требует капитального ремонта.
Леонид Кучма, президент Украины: "Головне завдання не в будівництві нових шкіл, хоча їх треба будувати, мова йде про повне технічне переоснащення, і не тільки комп'ютерними класами, а й усіма техзасобами, які потрібні у навчанні. Таке завдання повинен ставити перед собою уряд, місцева влада повинна сприяти, щоб цей процес не розтягувати у часи, бо інакше не можливо наздогнати свит".
Весной Министерство науки и образования завершило разработку документов, необходимых для перехода начальной школы на 12-летнее образование. Были приняты учебные планы и утверждены новые стандарты. Вот лишь некоторые из нововведений. Срок обучения в младших классах увеличился до четырех лет. Иностранный язык теперь изучают со второго класса, в начальной школе введен новый предмет - основы здоровья и физкультуры. Для первоклашек уроки сокращены до 35 минут, взамен "классических" 45. А изучение "трудной" математики уменьшено до минимума. Меньше будет и стрессов: время отдыха увеличено, а отметки по 12-балльной системе будут выставляться лишь с 4 класса.
"Домашнє завдання у першому класи не задається. И навіть підручники ми рекомендуємо залишати в школі".
Для основной школы с 5 по 9 классы реформирование которой должно завершиться к 2005 году главным направлением Министерство науки и образования избрало так называемый "образовательный прагматизм". Это, главным образом, более узкая специализация учащихся. По способностям. И ликвидация разрыва между теорией и практикой, то есть модернизация школ и их компьютеризация. В 2001 году на это намерены потратить из госбюджета 20 миллионов гривен, а из местных - 10. И, наконец, увеличился общий срок обучения. Правда, теперь, как заверяют в Минобразования, вовсе не обязательно для школьников сидеть за партой: можно заниматься по индивидуальной программе, а затем просто сдать экзамены на аттестат зрелости. Кстати, в европейских странах школьный период длится еще дольше.
Леонид Кучма, президент Украины: "Треба звернути увагу і на сільську школу, бо, як кажуть, на свіжому повітрі талановитих дітей дуже багато".
Особенности нынешнего учебного года на этом не исчерпываются. Впервые 1 сентября 2001 года обошлось без забастовок учителей. Правительство сдержало обещание и ко Дню Знаний выплатило всю задолженность по преподавательским зарплатам. А такая мера, как повышение учительских окладов, недвусмысленно дает понять, что за решение проблем образования в Киеве взялись всерьез и надолго. Хотя по-прежнему труд учителей как ни парадоксально - один из самых низкооплачиваемых. Не секрет, что молодые учителя стремятся попасть в коммерческие учебные заведения, а не в средние школы. А там основу составляют люди предпенсионного возраста. Но даже этим кадровая проблема не заканчивается. Новые программы требуют повышения квалификации самих учителей. Обсуждается и возможность введения специализации для преподавателей, подобно ВУЗовской, где определенный курс ведет один человек. Но это пока лишь мнения работников образования. А практически учителям, уже в ближайшее время придется осваивать методику преподавания нескольких новых предметов, а именно - теории предпринимательской деятельности, основ здоровья и физкультуры.
Кстати, вызвавшая столько дискуссий инициатива ввести в школах урок футбола - как третий урок физкультуры - постепенно начинает реализоваться. По словам президента федерации футбола в Харькове, Донецке, Львове и Киеве будут созданы центры по подготовке педагогов-тренеров. В школы будет передано около 120 тысяч футбольных мячей, и еще 50 тысяч пообещали объединенные эсдеки, поддержавшие таким образом инициативу своих однопартийцев Григория Суркиса и Василия Кременя. И можно только сожалеть, что идею не подхватили другие партии. К примеру, не предложили помочь школе современными учебниками, которых очень не хватает.
"В первом классе у нас учебники старые. Получили только новый букварь. Учебники, изданные еще в 86 году".
Нельзя сказать, что основной вопрос - финансирования школьной реформы - неразрешим. Скорее он относится к категории решаемых постепенно. Так, для издания необходимого количества учебников нужно 300 миллионов гривен. А в наличии только треть от этой суммы. "Постепенность" налицо. В таких условиях у многих работников образования велик соблазн пойти по пути коммерциализации. Уже есть предложения организовывать в средних школах платные классы - по 8 - 10 человек. Но простота эта - кажущаяся, учитывая платежеспособность большинства родителей. Ведь те, кто имеет возможность отдать ребенка в платную школу - давно это сделали. А остальным остается надеяться на то положение Конституции, которое гарантирует бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. В общем, без бюджетного финансирования не обойтись. А наполняемость бюджета, как известно, зависит от общего состояния экономики.
Леонид Кучма президент Украины: "Успіхи в економіці дають можливість будувати школи. Україна буде такою державою, про яку мріяли наші предки. Наше молоде покоління, на них покладається велике завдання, їм будувати країну в 21 столітті".
В ходе Дня Знаний масштабы которого во многом не уступали празднованию Дня Независимости, много говорилось о том, что главное внимание будет уделяться сельской школе. Действительно, даже не оглядываясь в историю можно сказать, что именно село является кузницей отечественной технической, научной и политической элиты. А именно ее наличие - основа национальной независимости. В самый разгар лета в Украине опубликован амбициозный проект "Национальной доктрины развития образования Украины в ХХI веке".
Этот документ будет обсуждаться в октябре на втором всеукраинском съезде учителей. Но уже сейчас можно сказать, что не от них, а только от политической мудрости государственных мужей зависит, станут ли положения доктрины декларациями или все-таки станут программой, которая действительно совершит переворот в отечественной системе образования.