Финские коммунальщики показали, как нужно бороться со снегом [ Редагувати ]
Оттепель, как и зима, для работников украинских коммунальных служб зачастую наступает внезапно.
Они жалуются, мол, невозможно за пару дней очистить все улицы и крыши домов от снега, сбить все сосульки, которые росли месяцами. И пока дворники и чиновники вздыхают, жители городов вынуждены ходить по улицам, задрав головы и опасаясь срывающихся с крыш ледяных глыб. И в этом году они стали причиной многих несчастных случаев - только в Киеве за помощью после полученных от падения сосулек травм каждый день обращались несколько человек. Одна женщина погибла.
Что не по силам коммунальным службам в Украине - с тем спокойно справляются в Финляндии. Хотя зима здесь подольше и посуровее, чем наша, со снегом не борются, его убирают - регулярно и везде. Как это получается у финнов, видел Дмитрий Евчин.
Больше ста дней в году здесь лежит снег. По этому показателю Хельсинки - европейский лидер. Даже скандинавские страны далеко позади. Вице-мэр финской столицы Пекка Саури показывает на карте, как его город разделён на зоны для уборки снега.
Пекка Саури - вице-мэр Хельсинки:
Ответственность у нас распределяется между домоуправами и городской властью. Домоуправы нанимают работников, которые чистят крыши и убирают снег во дворах. А так же вывозят его. Задача же городской мэрии - уборка снега на улицах.
Работа начинается в полседьмого утра. Начищенные до блеска автомобили выезжают на борьбу со снегом. В этом парке 60 снегоуборочных машин. От маленьких маневренных электрокаров, до гигантских грейдеров, способных горы свернуть.
Вилле Сеппонен - начальник парка очистительной техники:
Наша техника может всё: убирать снег, разбивать лёд, просто чистить улицы. А летом даже мыть их.
Гордость автопарка - вот эти грейдеры. Цена одной машины 280 тысяч евро. Мэрия Хельсинки закупила четыре таких "силача".
Главная проблема властей Хельсинки при уборке снега - это припаркованные машины. Например, гигантские грейдеры сейчас могут очистить, только вот эту половину улицы. На противоположной - стоят машины. Все эти водители проигнорировали сообщение властей о том, что улицу будут чистить. Поэтому они заплатят штраф 60 евро.
В центре Хельсинки орудуют эвакуаторы. Без разговоров забирают нарушителей на штраф-площадку. Но власти недоумевают - почему же предупредительные знаки на столбах горожане регулярно не замечают? Правда, когда дело касается уборки снега с крыш, отношение автолюбителей меняется. Под этим домом ни одной машины. Руководитель фирмы, которая чистит кровли, Мика Грёмблад, за работой своих подопечных следит с площадки подъёмного крана. Его парни во фраках и бабочках орудуют лопатами. В конце февраля у них всего один выходной за неделю.
Мика Грёмблад - директор фирмы по очистке крыш от снега:
Сейчас у меня работают только финны. Раньше были эстонцы и россияне. Но от них одни проблемы. Не знаю, почему и как, но они проламывали крыши. За ремонт платил я, сами понимаете - это накладно.
Образцы снега с улиц попадают сюда. Институт исследования воды в Хельсинки занимает три этажа. В лабораториях проводят анализ на тяжёлые металлы и щёлочь.
Тимо Луккаринен - химик:
Мы изучили образцы снега из разных районов столицы. И могу сказать: элементов, опасных для людей и окружающей среды, в них нет. Мы пришли к выводу, что по составу городской снег очень похож на речную воду.
Если снег неопасен для окружающей среды, его привозят на набережную в центре Хельсинки. Машины сбрасывают груз прямо в Финский залив. Чтобы снег не превратился в лёд, по заливу круглосуточно курсируют катера. За зиму эти кораблики наматывают расстояние, как от Хельсинки до Нью-Йорка. Уже весной со дна соберут гравий, которым посыпали снег. Далее его используют, как строительный материал. Ещё одна снежная свалка - за пределами Хельсинки. Это настоящая гора, высотой 30 метров. Снег здесь поливают водой и утрамбовывают.
Ден-Хенрик Ленгстрем - сотрудник Департамента по уборке улиц:
Каждая машина, которая привозит сюда снег, оснащена электронным чипом. Когда грузовик подъезжает, шлагбаум автоматически открывается. Разгрузка одного автомобиля стоит 15 евро. Цена одна для всех, вне зависимости - большая это машина или маленькая.
Убрать всё - эта миссия в Хельсинки невыполнима. Снег, оставшийся на улицах, посыпают гравием. Химическую смесь и соль здесь не используют. Говорят: такие вещества разрушают автомобильный металл и дороги.
Вилле Алетипё - начальник Департамента по уборке улиц:
Наши эксперименты показали, что гравий - идеальный материал для городских улиц. В отличие от песка, после него не остаётся пыли весной. Кроме того, гравий безопасен для окружающей среды, и он не портит автомобильный металл.
Спокойствие горожан для властей Хельсинки - прежде всего. Чем меньше жалоб в мэрии - тем лучше. Тут объясняют людям, что снег зимой - не стихийное бедствие, а неудобство, с которым нужно бороться сообща.
Дмитрий Евчин, Сергей Коваль - "Подробности недели", телеканал "Интер", Хельсинки, Финляндия.