Конфликт вокруг острова Тузла: 10 лет спустя [ Редагувати ]
Раньше спрашивали, что же будет с родиной и с нами. А теперь спрашивают - что же будет с долларом и с нами. Информационная война еще больше обострила страхи относительно того, что национальная валюта, гривна, может не выдержать противостояния с Россией. Но возможно падением гривны Украину тоже специально запугивают. Да и вообще готова ли экономика Украины к ассоциации с Евросоюзом. Об этом мы сегодня поговорим в прямом эфире с народным депутатом Виктором Пензеныком, одним из крупнейших украинских авторитетов в области экономики и финансов. Но это ближе к концу программы после 9 вечера. А сейчас о событиях которые чуть не привели к реальной войне между Украиной и Россией. В эти дни 10 лет назад разгорелся конфликт вокруг Тузлы в Азовском море, это был первый серьезный приграничный спор между нашими государствами после распада СССР. Теперь это спор между Москвой и Киевом вошли в привычку. А тогда это было как гром среди ясного неба. Россия начала строить дамбу к Тузле, чтобы превратить остров в часть своего Таманского полуострова. Цель была сохранить контроль над Керченским проливом. Ведь пока Тузла острова, и пока Тузла украинский остров, пролив контролирует Украина. Конфликт получился не шуточный. Тогдашний глава администрации президента России Александр Валушин даже как говорят, угрожал сбросить бомбу на Тузлу если понадобится. И так, Россия готова была сделать многое, что бы взять себе контроль над Керченским проливом, но что из этого вышло, узнавал мой коллега Роман Бачкала.
Роман Бачкала, корреспондент:
- Позади большая украинская земля, впереди малая. Но, пожалуй, самая спорная - остров Тузла. 7 километров в длину и 400 метров в ширину. Вот и весь остров. Примерно половину отдаленный от берегов нон находится прямо посередине Керченского пролива. Сан Саныч хвастается урожаем, гранаты словно бутафорские, но настоящие. Где еще в Украине такое уведешь? Он родился прямо на острове. Здесь же выросла мать с отцом, дед и бабушка. Именно Сан Саныч 10 лет назад первым проявил бдительность
Александр Чернов, житель острова Тузла:
- Разведке позвонил. Второго числа приехал начальник отдела, приехали разведчики, а третьего уже приехали из Симферополя, приехали начальник отряда и закрутилось.
Роман Бачкала, корреспондент:
- Сотни самосвалов, один за одним, свозили песок, щебень и камни. Днем и ночью без перекуров и выходных. Каждый день Россия приближалась к Украине на 200 метров.
Александр Чернов, житель острова Тузла:
- Они темпом шли, они километрами увеличивали свою дамбу.
Роман Бачкала, корреспондент:
- Даже на учениях подобные сценарии не отрабатывались, - вспоминает Виктор Назаренко. В то время командующий Азово-Черноморским управлением пограничной службы. Он не поверил своим глазам когда увидел за камазами на том берегу стояли войска.
Виктор Назаренко, первый заместитель начальника пограничной службы Украины:
- Тому ми до цього готувалися і були готові.
Роман Бачкала, корреспондент:
- 1500 пограничников и весь Керченский гарнизон. На остров доставили даже Доты. В Великую Отечественную оборонявшие Керчь от нацистов. Боеприпасы потом вывозили полтора месяца.
Виктор Назаренко, первый заместитель начальника пограничной службы Украины:
- У нас був план і Б, і В, і інші. Але слава богу, що ми не дійшли до плану після останньої літери. Тому що після того прикордонний конфлікт переріс би у конфлікт міжнародний.
Роман Бачкала, корреспондент:
- До украинской границы оставалось всего 100 метров. Леонид Кучма прервал поездку в Бразилию и прибыл на остров. А потом позвонил в Кремль.
Леонид Кучма, президент Украины (1994-2004):
- Я сразу нашел Путина, сказал - что я не в курсе дела, и мы договорились, что по прилету в Москву вопрос будет разрешен. Вопрос был разрешен.
Роман Бачкала, корреспондент:
- Вопрос решили, строить дамбу прекратили, но погранзаставу на острове Украина все же поставила. Стройку лично курировал тогдашний министр транспорта Георгий Кирпа. Сегодня Тузлу охраняет 30 пограничников. Обстановка стабильно спокойная. За год одно нарушение, пьяный русский турист случайно заплыл в украинские воды. Сама по себе Тузла мало чем интересна. Полезных ископаемых здесь нет, песок да вода вокруг. Дело в другом, тот, кто владеет островом контролирует Керченский пролив. Ведь только здесь корабли могут пройти из Черного моря в Азовской. На горизонте караваны кораблей. Лучше всего их видно от сюда, центр регулирования движения судов.
- Это суда стоящие на якорях. То, что вы видите с таким вектором, это суда находящиеся в движении.
Роман Бачкала, корреспондент:
- Именно с украинской стороны пролива находится самый глубоководный участок, Керчь-Еникальский канал.
- Здесь единственное место, где все суды вынуждены заходить в канал. Как суда под российской проводкой, так и под нашей проводкой.
Роман Бачкала, корреспондент:
- За день здесь проходят более 100 судов. Лоцманские навигационные услуги стоят не дешево. Украина зарабатывает сотни миллионов гривен в год. Но кроме экономических причин, борьба за остров имела и политические, убежден политолог Виталий Кулик. В 2003 он был экспертом совета национальной безопасности и обороны Украины. По словам Виталия, Россия всерьез боялась что Украина может пустить в Азовское море натовские корабли. Из-за этой фобии все и началось.
Виталий Кулик, политолог:
- Перед цим відбулася нарада Путіна в Єйську де він вперше назвав і дав доручення російським спецслужбам провести певні превентивні заходи стосовно України, в питаннях недопущення появи натовських кораблів в акваторії Чорного та Азовського, в першу чергу Азовського моря.
Роман Бачкала, корреспондент:
- Если причина в этом, то дамбу строили не зря. В декабре 2003 Путин и Кучма подпишут договор о совместном использовании Керченского пролива. С тех пор ни один военный корабль не может сюда войти без согласия обеих стран. На Кубани тучи ходят хмуро. Вот та самая дамба раздора. Строили хоть и наспех, но крепко. Отсюда до Тузлы не более 1,5 километров. Вон она. Но дальше дамбу строить не стали. Я стою на самом ее краю. Как бы там ни было, но от российского берега до острова теперь ближе, чем от украинского. На российской стороне никаких пограничников они рыбаки. Здесь каждый скажет – Тузла не остров, а коса. И действительно, полвека назад ее связывала дорога с материковой Россией, со временем путь размыло. Но Григорий до сих пор вспоминает, как дед ездил на Тузлу на лошади.
Григорий:
- Речка кони и он ехал туда рыбачить.
Роман Бачкала, корреспондент:
- Воевать с Украиной никто не собирался, уверены простые кубанцы. Соседи все не правильно поняли.
Вадим, рыбак:
- И президент их высадился, и спецназ нагнал, мы будем оборону там держать. Это было конечно немножко наивно и смешно. Россия сильная страна, ну простим ладно им такое поведение. Бог с ними.
Роман Бачкала, корреспондент:
- Теперь все внимание на юг таманского полуострова. Здесь полным ходом строится крупнейший в России сухогрузный порт. К 2020 должны управиться. И тогда надобность проходит через керченский пролив для многих российских кораблей отпадет. 10 лет назад подобное можно было представить только в сне. Российский пограничный корабль входит в Керченский порт. Дружественный визит на этой неделе. Цель визита - совместные учения с украинскими пограничниками. О конфликте вокруг Тузлы и вспоминать не хотят.
- Рад что с большим желанием пришли на украинскую землю. Рады встречи с нашими украинскими друзьями.
Роман Бачкала, корреспондент:
- Дружба дружбой, но в вопросах морских границ Украина и Россия по-прежнему врозь. В прошлом году Янукович и Путин подписали заявление о делимитации морских просторов. Но дальше декларации о намереньях дело не пошло. А вот о жителях острова в жарких спорах, кажется, позабыли. Вместо школы, магазина и больницы одни руины. На этом берегу когда-то было полно рыбаков, теперь один старик и море.
Александр Чернов, житель острова Тузла:
- Остров в принципе никому не нужен. Борьба идет за канал, за провод суден.
Роман Бачкала, корреспондент:
- Горстка пенсионеров, вот и все жители Тузлы. На каждого по два пограничника. Сейчас острову нужны нее военные, а спасатели. Из-за построенной дамбы вода наступает на берег. Как бы теперь уже Украине не пришлось разбрасывать камни, чтобы остров не утонул.