Сегодняшний образ гоголевской Диканьки [ Редагувати ]
Где находится хутор, описанный Николаем Гоголем, никто не знает. Но, точно известно, что в самой Диканьке Гоголь бывал неоднократно. В те времена она была небольшой деревенькой: с десяток дворов да церковь.
Василий Скорик, директор Диканського музея: "Практически, это образ собирательный. На этот хутор претендуют все хутора Украины с их традициями и историей. Каждый видит в нем свой хутор или село".
В Диканьке верят, что герои рождественской истории, рассказанной Гоголем, когда-то действительно существовали. Образ неподражаемого Пацюка срисован с местного богача Пащенко. Но больше всего легенд о кузнеце Вакуле, который, оседлав черта, привез черевички из Петербурга своей возлюбленной Оксане.
По преданию, этот сундук когда-то выковал Вакула. Он долгое время стоял в Троицкой церкви, куда ходили только казаки. Здесь хранились иконы, кресты и Евангелие". Троицкая церковь упоминается в гоголевских "Вечерах". Ее-то и расписал кузнец Вакула. На стенах были нарисованы апостолы, а также страшный суд с чертом в кипящем котле.
Отец Павел, настоятель Троицкой церкви: "До сьогоднiшнього дня цi шедеври не збереглись ..."
До сих пор многих жителей Диканьки сравнивают с героинями "Вечеров". Тут есть свои "Солохи", "Вакулы", "Пацюки", черти и прочие...
Лидия Грубич, жительница Диканьки "А нечиста сила в Диканцi завжди була. I зараз вона супровуджує наших диканчан скрiзь".
Даже сейчас в Диканьке и ее окрестностях живет около 10 потомственных ворожеек, и всегда готовы прийти на помощь молодым девушкам. Правда, в Диканьке говорят - лучше уж надеяться только на свои силы.