В Лондоне открылась галерея советского искусства [ Редагувати ]
В лондонском районе Мэйфэр открылась новая галерея русского изобразительного искусства ИЗО, в которой будут в основном выставляться произведения советских мастеров середины ХХ века.
Владелец галереи, известный британский арт-критик Мэттью Боун, так обьясняет свою приверженность этому периоду: "Советским искусством я всерьез заинтересовался во время моей первой поездки в Москву в середине 1980-х. Ознакомившись тогда с биографиями некоторых художников и работами, выполненными ими в 1930-е - 40-е годы, я осознал, что, пожалуй, не было во всей истории искусства ХХ столетия более спорного направления, чем соцреализм Советской России.
Картины того времени пробудили во мне интерес к России, ее современной культуре, и в особенности к ее духовному прошлому. С тех пор идея открытия галереи русского искусства в Лондоне и ознакомления с ним западных зрителей не оставляла меня".
"Иконы соцреализма" - так называется первая выставка, представленная галереей ИЗО. Зритель увидит работы таких мастеров соцреализма как Исаак Бродский и Борис Пинхосович, Георгий Рублев и Михаил Трифонов.
Созданная Бродским и Пинхосовичем в 1946 году работа "Маршал Жуков, принимающий парад на Красной площади" первый раз будет представлена на широкое обозрение в галерее ИЗО.
Полагают, что картина, на которой Жуков изображен грациозно держащимся в седле, не выставлялась из-за неприязни Сталина к популярному в народе маршалу. До недавнего момента эта работа много лет хранилась в студии одного из художников в полном забвении.
Еще одна представленная на выставке работа - "Шахтер"- принадлежит кисти Михаила Трифонова. Она выполнена в середине 1950-х годов. На ней усталый шахтер не излучает ничего более, кроме усталости. Он не выглядит рвущимся в бой за социалистические идеалы, как было всегда при Сталине. После его смерти художники начинали позволять себе более реалистичное изображение людей. Также на картине очевидна попытка художника несколько отойти от академической фигуративной традиции в сторону более экспрессивного изобразительного стиля.
Ностальгия по традиции
Размышляя о живописи советских времен, невольно вспоминается старая как мир истина: слава приходит к творцу после его смерти. После периода долгого забвения интерес к искусству СССР 1930-х - 50-х годов возрождается. Произведения той эпохи пополняют частные собрания как российских, так и западных коллекционеров, выставляются на аукционах "Сотбис" и "Кристис". В чем же причина внезапного Ренессанса соцреализма?
Во-первых, глаз человеческий устал. Он переутомился от бесконечно возникающих и уже переполнивших собой современную арт-сцену псевдонаправлений и их претенциозных пятиминутных "шедевров". Многие современные эксперименты в искусстве, кажется, исчерпывают себя, уступая место признанной Традиции.
Возникает ностальгия по образам прошлого, в том числе и по тем, которые были созданы великими мастерами фигуративной живописи СССР середины прошлого столетия.
Другой причиной роста популярности соцреализма является желание состоятельных людей сделать выгодные инвестиции. Искусство (а тем более - искусство прошлого) всегда остается в цене, не так ли? Конечно, для большинства западных коллекционеров советский соцреализм - не что иное, как экзотика, кич, но возможно ли им до конца понять то, что происходило в те времена за пределами холста? Могут ли они представить себе то немыслимое идеологическое давление, коему подвергались советские художники? Вряд ли.
Хотя так ли это сейчас важно? Как бы то ни было, соцреализм находится на волне международной популярности, и именно она спасает картины тех времен от верной погибели в застенках пыльных российских студий и подвалов.