В Крыму 14-летний парень подал в суд на своего отца-сектанта [ Редагувати ]
Житель Крыма, парень, недавно отметивший 14-летие, подал в суд на отца из-за того, что не разделяет его религиозных воззрений. Об этом пишет "Сегодня".
Егор (издание не называет фамилию парня – Ред.) потерял мать в возрасте 4-лет, и с тех пор о нем, по его словам, заботились бабушка с дедушкой, а также дядя. "Они покупали мне одежду, обувь, кормили меня, давали карманные деньги", — указал в своем иске Егор. Все это время отец жил по соседству, женившись во второй раз.
По словам Егора, участие отца в его воспитании ограничивалось тем, что тот оформил, получал и тратил на себя и новую семью пенсию, назначенную государством Егору как ребенку, потерявшему мать. Ни этих денег (почти 800 гривен в месяц), ни другой помощи, ни вещей для мальчика, ни продуктов, как указано в иске, от отца Егор или бабушка не получали. Но материальных претензий сын к отцу не имеет.
Отец вспомнил, что пора заняться сыном, когда уверовал в Бога, стал членом международной религиозной организации, которая уже достаточно давно приобщает крымчан к своей вере. Эта религия требует, чтобы дети верующих обязательно посещали религиозную общину, изучали Библию, участвовали в обрядах и церемониях.
"Сначала мне там понравилось: новые люди, необычные разговоры. Потом собрания стали тяготить, совсем не нравилось, когда заставляли ходить по квартирам, приглашать незнакомых людей к нам. Нас инструктировали, как заинтересовать человека, как с ним разговаривать на любую тему, рассказывали, что надо отмечать квартиры, где встретили плохо, а где выслушали. Мне было неудобно и стыдно, потому что встречал знакомых", - вспоминает Егор.
Поговорить с отцом мальчик пытался, но услышал категоричное: "Я твой отец, и ты будешь ходить на собрания до 18 лет". Четыре года Егор жил, как предписывала религия отца: без праздников. Как-то бабушка на день рождения внуку подарила плейер, отец вместе с Егором пошел на радиорынок и заставил расстаться с подарком. Под запретом были кружки и секции, нежелательным — общение со сверстниками, чьи родители не были членами общины. "Я не хочу так жить, — пытается объяснить Егор свой шаг к официальному разрыву с отцом, родным и близким человеком. — Религия, которой посвятил себя отец, мне не нравится. Почему я не должен, когда окончу школу, поступать в вуз, почему не могу носить ту одежду, которая мне нравится. Несколько раз мачеха рвала одежду, которую мне дарила бабушка из-за того, что на ней были "греховные" надписи или рисунки. Мачеха мне все время повторяла, чтобы не вздумал общаться с девушками, которые не ходят в общину, — мол, они все шлюхи. А если я не буду посещать собрания и слушаться отца, обязательно стану наркоманом".
Казалось бы, раз Егор живет и с рождения прописан у бабушки с дедушкой и можно было бы не доводить дело до суда: отец проживает отдельно, достаточно было бы его желания отступить от религиозного обращения сына. На попытку взбунтовавшегося Егора "дезертировать" из секты отец ответил серией заявлений в различные инстанции, требуя водворить сына по месту проживания отца. В них он указывал, что бабушка насильно удерживает у себя ребенка. Все эти разбирательства на здоровье пожилой женщины, в которой Егор души не чает, сказались не лучшим образом. "Если я буду жить с отцом и мачехой, то на меня будут давить, говорить лишь о религии — с ними невозможно общаться на другие темы, в гости к ним ходят только члены общины, целыми днями разговоры о Боге, — перечисляет Егор. — Мне тяжело и невыносимо будет жить в такой атмосфере. Кроме того, сейчас отец имеет право принимать решения, касающиеся моего здоровья. Некоторые медицинские процедуры его религия запрещает. Получается, моя жизнь и мое здоровье зависят от его убеждений, хотя я их не разделяю".
Бабушка не могла оставить в беде внука и написала обращение во все возможные организации и ведомства Крыма и Украины. "В первый (после начала посещений собраний) день рождения Егора отец привел его из моего дома к себе, закрыл в квартире, отобрал мобильный телефон и сказал, чтобы никто не поздравлял Егора с днем рождения, не принимал никакие поздравления и подарки, — рассказала Ольга Стефановна. — На следующий день отец возвратил мне внука, запретил поздравлять его с днем рождения. Так Егор провел свои дни рождения в 10, 11, 12 и 13 лет… Егор панически боится отца и мачеху, живет в страхе. На мои обращения служба по делам детей ограничилась дачей заключения о нецелесообразности лишения отца родительских прав. Прошу разработать такой механизм обеспечения прав ребенка на свободу совести, слова и вероисповедания, при котором государство могло бы выявлять случаи, когда ребенок вероисповедает религию вопреки собственной воле и исключительно по настоянию родителей".
С того момента, когда Егор осмелился открыто высказать отцу, что он не хочет иметь ничего общего с его религией, прошло несколько месяцев. Он живет у бабушки, сильно изменился: стал более открытым и общительным, начал заниматься спортом, проводить больше времени с друзьями. И впервые за несколько лет по-настоящему отпраздновал день рождения: были торт, гости, подарки, поздравления...
Конституция Украины гарантирует каждому человеку (в том числе и ребенку) право на свободу совести и вероисповедания. А Законом Украины "О свободе совести и религиозных организаций" предусмотрено, что родители имеют право воспитывать своих детей в соответствии со своими убеждениями и отношением к религии. И в то же время Семейный Кодекс Украины (статья 152, часть 2 и 3) предусматривает для ребенка право противиться неподобающему выполнению родителями своих обязанностей в отношении него.
"В Украине еще не рассматривались иски подобные тому, какой подал Егор, — говорит заслуженный юрист Крыма Валентина Боброва. — И совсем не потому, что у несовершеннолетних не возникали трения и конфликты с родителями из-за нежелания детей исповедовать ту же религию, что и их отцы и матери. Просто для того, чтобы бороться за свое право на свободу совести и вероисповедания, необходимо несколько условий. Ребенок должен осознавать свои перспективы в случае, если ситуация не изменится, отстаивать свою позицию, получить поддержку взрослых людей, желающих ему помочь".
По мнению экспертов, такая ситуация для психики ребенка бесследно не пройдет. "Очень интересный случай, — комментирует психотерапевт Крымского республиканского Центра здоровья Михаил Сегалов. — Подросток отважился в открытую выступить против близкого человека, против навязывания тех взглядов и убеждений, которых ребенок не разделяет. Принудительное приобщение к любой религии может нанести вред психике любого человека, а тем более ребенка. Давление такого рода на несовершеннолетнего в итоге может обернуться тем, что уже выросший молодой человек будет помнить свои обиды и ущемленное самолюбие — и все это будет связано с религиозными убеждениями родителей. Назло им он может попытаться уйти в другую конфессию, религиозное течение, секту".