Грязный танкер Valdez [ Редагувати ]
В порту Valdez находится конечный выход трансаляскинского нефтепровода. Танкеры, загруженные нефтью Аляски, развозят ее по всем 48 штатам США.
В 9.26 вечера 24 марта 1989 года танкер Exxon Valdez отошел от терминала порта и начал свой 28 рейс с момента входа в строй в 1986 году, назначением на Лонг Бич, Калифорния.
Танкер был одним из крупнейших на этих линиях, почти 1000 футов (около 300 метров) длины, при скорости 15 узлов танкеру требовалось 3 мили дистанции до полной остановки. На мостике были капитан Джозеф Хэйзелвуд, лоцман и третий помощник Грегори Казинс. После прохода узостей Valdez и мыса Rocky лоцман покинул борт судна.
Погода была хорошей, но в районе отмечалось наличие небольших айсбергов. Капитан связался с Береговой охраной и сообщил о изменении курса, чтобы уйти с пути айсбергов. Было дано разрешение следовать северным рекомендованным путем. Приказав 3-му помощнику вернуться на южный рекомендованный путь после прохода острова Busby, капитан спустился в каюту, и дальнейшее судовождение осуществлял 3-й помощник.
Около полуночи Казинс отдал приказ рулевому ворочать вправо, однако судно начало поворот слишком медленно - так и не установлено, почему именно - или рулевой неправильно понял команду, или что-то было не в порядке с рулевым устройством.
Танкер сел на мель в заливе Принс Уильям. При этом были повреждены 8 из 11 отсеков, из которых в воду вылилось более 40 миллионов литров сырой нефти. Это стало крупнейшей экологической катастрофой в США. Погибли 250 тысяч морских птиц, 2,8 тысячи тюленей, 250 белоголовых орлов, до 22 касаток, а также миллиарды особей сельди и лосося. Загрязнению подверглось 1300 миль побережья.
Нефтяная корпорация ExxonMobil, которой принадлежал танкер, сразу же после катастрофы добровольно израсходовала 300 миллионов долларов в виде компенсации для 11 тысяч жителей Аляски, а также потратила на очистные работы 2,2 миллиарда долларов в период 1989-1992 годов. Кроме того, ей пришлось также ассигновать 1 миллиард долларов на внесудебное урегулирование споров с федеральным правительством, а также с властями штата Аляска.
После катастрофы судно было переименовано и стало называться SeaRiver Mediterranean, затем его увели в Средиземноморье, где и отправили на слом в 2002 году.