Любовь в каждой партитуре [ Редагувати ]
Немного есть творцов, после смерти которых юбилеи начинают отсчитывать для них вехи бессмертия. Каждому из них можно адресовать строку Лароша из некролога Верди: "Не потому пишу я о тебе, что ты умер, а потому, что не скоро умрешь". Композитор Виталий Губаренко - из этих немногих.
Его земная жизнь измерена неполными 65 годами. Жизнь художника можно измерять и его сочинениями, а их у Губаренко без малого 60, не считая музыки к кинофильмам и театральным спектаклям: десять опер, опера-оратория, опера-балет, четыре балета, симфонические произведения, концерты для солирующих инструментов с оркестром. Но есть еще одно измерение - жизнь этих творений. Оно-то и есть главное в судьбе композитора.
Он вошел в украинскую музыку в 27 лет. И сразу мастером. Его Первая симфония, написанная всего спустя год после окончания консерватории, сделала Виталия Губаренко известным всей стране: на Всесоюзном конкурсе-смотре творчества молодых композиторов в Москве, где конкурировали 400 (!) новых произведений, он был удостоен высшей награды. С тех пор каждого его нового произведения уже ждали - исполнители, критики, поклонники.
Удивительно, но рецензентами Первой симфонии были сразу же расслышаны и названы определяющие черты личности композитора: "целостность творческой натуры, целенаправленные поиски нового, профессиональная зрелость"; "серьезность, романтичность и свежесть высказывания о главном: человеческой судьбе" "с ее противоречиями и борьбой". И еще то, что "Губаренко не воспринимает действительность созерцательно, его интересует внутренний мир человека". Авансы были выданы щедрые - и он не обманул возлагавшихся на него надежд, оставаясь самим собой и последовательно расширяя собственные жанровые горизонты.
Так, написанная в 1965 году опера "Гибель эскадры" возвестила о рождении "театра Виталия Губаренко". В эпоху Ренессанса композиторы нередко писали пьесы для мелодического голоса и оркестра без указания конкретного инструмента - была важна именно мелодия голоса, выделенная из оркестровой среды. Театр Виталия Губаренко возродил это ренессансное ощущение. Соло в его музыкальных полотнах (человеческий голос - в монооперах, скрипка или виолончель - в камерных симфониях, фагот - в лирической поэме) являются именно "голосом духовного мира художника", говорящего о главном: человеческой судьбе в мире.
При этом, остро чувствуя ностальгию по красоте искреннего и возвышенного переживания, Губаренко не стеснялся казаться романтичным и настойчиво напоминал о высших идеалах человеческого существования. Он утверждал, что "в искусстве находят отражение идеальные проявления всех высоких чувств", а кульминацией их считал Любовь. Вопреки советской идеологии и западным проповедям модерна, он искал свой идеал в творчестве Шекспира, Мериме, Гоголя, Шевченко, Леси Украинки, а еще - в мелосе родной земли. Искал, нашел и прочитал по-своему. "Вот пришел Бог сильнее меня, чтобы повелевать мною. И этот Бог - Любовь", - написал на заре ренессансной эпохи Данте. Любовь - главная мелодия человеческой судьбы героев театра Виталия Губаренко. Она пронизывает каждую партитуру мастера. Всеохватно ее присутствие в монооперах "Нежность" и "Одиночество", дуоопере "Монологи Джульетты" и опере-балете "Вий", балетах "Каменный властелин", "И долг, и вера, и любовь", "Майская ночь", симфониях-балетах "Ассоль" и "Liebestod".
За небольшим исключением, список его произведений - это перечень жанровых открытий для украинской музыки. Если жанр - память эпохи, то новый жанр - ее новое постижение. Через звуко-тексты Виталия Губаренко мы продолжаем осмысливать время, в котором жили и живем. Не случайно его музыка часто звучит в концертах, завоевывая все новых поклонников: надо было слышать овацию зала после недавнего исполнения Concerto grosso композитора в Национальной филармонии Украины. Моноопера "Нежность" идет на сценах театров Днепропетровска, Харькова, Киева и готовится к постановке в Пермской опере. В планах Одесской оперы - его "Вий".
"Пусть нас бережет наш общий Бог - Музыка", - написал Виталий Губаренко в письме другу. Сегодня его музыка бережет наши души.
Елена Сакало, "Столичные Новости"