Зрелище между строк [ Редагувати ]
Киевский театр драмы и комедии на левом берегу Днепра показал одну из лучших премьер сезона. Приглашенный на "Левый берег" литовский режиссер Линас Мариюс Зайкаускас выпустил спектакль "Наш городок" по Торнтону Уайлдеру.
В том, что в Киеве появился один из лучших спектаклей нынешнего сезона, лично у меня сомнений нет. То, что у него будет зритель, причем разный, несомненно. И то, что этот спектакль задекларировал (конечно, невольно) и поднял на обсуждение многочисленные болезненные темы современного театра, особенно отдельно взятого городка Киева, - безусловно. А главное, он (спектакль) сумел фактом своего появления ответить на эти самые болезненные вопросы...
Все разговоры о том, что зритель тупой и ему подавай зрелища еще тупее, теряют смысл, хотя уровень публики за отдельно взятую постановку повыситься не может. И Зайкаускас прекрасно понимает, что любого пришедшего в театр не нужно в погоне за кассой привечать дешевыми трюками и завуалированной пошлостью. А можно просто и безыскусно, тихо (почти шепотом) поведать о простых истинах и произвести в душе у этой самой жертвы рейтингов и пошлости от культуры настоящую бурю. Можно заставить эмоционально переживать увиденное - задуматься, остановиться, вспомнить...
Спектакль - не зрелищный. Но то, что видно между строк, ошеломляет, обостряет видение мира и своего места в нем... Есть маленький городок, не обозначенный на карте. Есть маленькие люди, жизнь которых интереснее и ближе любых звездных историй. Есть маленькие радости и печали этих людей, как бы нас с вами. Есть удивительно тонко созданная пресловутая театральная атмосфера. Есть 15 актеров, разыгрывающих перед нами, словно в домашнем театре, наши собственные истории, но делающих это удивительно искренне и эмоционально. И кажется, что даже режиссера нет, а все рождается прямо здесь и сейчас на наших глазах и по мановению руки Ведущего - Льва Сомова (замечательная работа артиста).
И это тоже режиссерский ход... Не нарочитый, но действенный. Ведущий-Сомов - он же рассказчик (он же режиссер, он же кукловод, ибо в этой жизни мы все актеры и куклы в чьих-то невидимых руках), он же актер, играющий пастора и аптекаря, - выхватывает из жизни "нашего городка" один день, потом другой, спустя три года. Потом еще один, спустя девять лет. Потом возвращается на десяток лет назад. Он смешивает реальность и воспоминания, позволяет себе немножко мистики, дабы философски осмыслить то, о чем мы стараемся не думать, разговаривает с залом, включает нас в жизнь "нашего городка", хотя изначально понятно, что это и есть мы с вами. Нас не разделяет рампа. И через минуту мы поменяемся местами и продолжим играть в жизнь до тех пор, пока Ведущий не остановит нас и не отправит по домам - спать, отдыхать... Как он сделал это с жителями своего городка.
Режиссер-литовец, совсем недавно руководивший Вильнюсским русским драматическим театром, ставивший в прибалтийских городах с хорошей театральной репутацией - Каунасе и Паневежисе - это европейская культура тонкой нюансировки, неспешности мысли, филигранной отточенности каждой мизансцены и внешней простоты при очень глубоком внутреннем подтексте. Словом, всего того, чем восхищают спектакли, например, Някрошюса или Туминаса (хотя у этих мэтров своя, особая, художественная система).
Зайкаускас каждому из актеров, выходящих в "Городке" на сцену, выстроил роли так, что каждый получил по бенефису. Будь то молочник Гойи Ньюсон - Владимир Мовчан, появившийся всего в двух небольших эпизодах, но пластично и с помощью двух-трех манков давший возможность увидеть всю жизнь своего скромного, доброжелательного работяги. Или регент церковного хора Саймон Стимсон - Николай Бабенко, в почти бессловесной роли выразивший всю трагедию человека, топящего свою нереализованность в выпивке.
Как всегда, яркая, точная, колоритная, почти клоунесса - Неонила Белецкая в роли госпожи Уиллард, местной краеведки. Две семьи, два актерских дуэта: Ксения Николаева и Дмитрий Лукьянов - мистер и миссис Уэбб, а также Ирина Мельник и Николай Боклан - доктор Гиббс и миссис Гиббс. Два наполненных очень точными психологическими деталями актерских дуэта, два дуэтных монолога о жизни, любви, буднях, счастье, семейных ценностях. Наконец, главная история любви Джорджа Гиббса и Эмили Уэбб. Актеры Андрей Саминин и Татьяна Круликовская играют настолько пронзительно, что смеешься и плачешь вместе с ними, наблюдая за каждым взглядом, наслаждаясь их мастерским актерским проникновением друг в друга.
Играя детей, подростков, взрослых, актеры не изображают возрастную категорию - они остаются самими собою. Лишь чисто актерскими и режиссерскими приспособлениями, очень умными и неизбитыми, лепят свои образы. Татьяна Круликовская сыграла объемный трагический образ, уйдя от очаровательной характерности, но сохранив при этом свой неповторимый стиль и манеру. Мне кажется, что благодаря этому спектаклю родилась крупная драматическая актриса. И родился, пожалуй, самый чистый, возвышенный и вместе с тем земной любовный дуэт на киевских подмостках за последние сезоны.
Как в хорошем ансамблевом произведении сотворчества в этом спектакле не могли быть проходными сценография, костюмы и музыка. Все три компонента - дело рук Олега Лунева (сценография) и Александра Курия при участии Линаса Зайкаускаса (музыкальное решение) и дебютантки Дарьи Николаевой (дочери актрисы этого театра и студентки Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры, мастерская Романа Адамовича).
В "Наш городок" хочется вернуться. Потому что в нем с прибалтийской молчаливостью и недосказанностью отразились наши потаенные мысли... И если вы выходите с этого спектакля с влажными глазами, а потом долго молчите, значит, с вами все в порядке... Значит, вы сумели сохранить внутри себя свой городок.
Что впереди?
На будущий сезон Левобережная драма планирует снова привлечь к работе литовца Зайкаускаса. Помимо этого театр готовит спектакль "Сирано де Бержерак" по Растану с участием Владимира Горянского.
Ольга Стельмашевская, "Киевские Ведомости"