Застрявшие в песке [ Редагувати ]
Посреди пляжа загруз шикарный лимузин. За рулем - разомлевшая красотка, на заднем сиденье - приунывший огромный пес. Толстячок в семейных трусах изо всех сил пытается вытолкать машину. Композиция выполнена из песка, потому и создает особое настроение. Ведь колеса лимузина уже наполовину рассыпались, а несчастный мужичок напрасно пыхтит, спасая самое дорогое, что у него есть...
К торжественному открытию фестиваля песочной скульптуры, проходившему в выходные дни на оболонском пляже "Наталка", сгустились тучи. Зрители опасливо поглядывали на небо: неужто всю эту песочную красоту в одночасье смоет ливнем? Но вот скульпторы (их безошибочно можно было узнать по обгоревшим носам и спинам - они ведь несколько дней ваяли под жарким солнцем) сохраняли просто-таки олимпийское спокойствие.
- Дух пляжа нам поможет! - подмигнул мне жгучий красавец Володя Кузнецов, фотографировавший в разных ракурсах свое детище - тот самый песочный лимузин. - Его еще на прошлогоднем фестивале слепили! Дух, конечно, уже давно стал песком, но помогает нам метафизически. И правда, пляжный бог не подкачал: шепнул какое-то заклинание тучам, и они лишь слегка окропили набережную.
Фестиваль в Киеве проводится второй раз, причем в этом году - уже в статусе международного. Изобразить "Диалог в пространстве" (тако-
ва тема нынешнего действа) вызвались как профессиональные скульпторы, так и живописцы, дизайнеры, рекламисты... Участников из украинских городов разбавили команды из Китая, Южной Кореи, Афганистана. В итоге на пляже "Наталка" выросли 24 изваяния, восемь из которых смастерили дети - ученики столичных творческих заведений. Лепили скульптуры из особого карьерного песка (в нем 20% глины), которого на пляж завезли более 250 тонн. Утрамбовывали слоями в специальных деревянных каркасах, поливая периодически раствором воды с клеем ПВА - чтобы скульптура не выветрилась и не высохла. Говорят, скульптуры смогут и месяц простоять, если их не разрушат люди и проливные дожди.
Откуда же черпали сюжеты ваятели? Владимир Кузнецов в ответ на мое любопытство махнул рукой в сторону своего настоящего авто: мол, жизнь подсказала. А вот идея для композиции "Покоренный космос" (из капсулы с надписью "СССР" наполовину вывалился космонавт) взята из семейного предания одного из соавторов - Адриана Сахолтуева. Дело было, по его словам, в далеком 1944-м, в Бурятии. Дядя Адриана охотился на болотах и наткнулся... на капсулу с человеком в серебряных одеждах! Что за гость - до сих пор загадка. Тем более что до полета Гагарина было еще ого-го сколько времени.
Идея прокатить песочных пингвинов на песочном эскалаторе пришла троим друзьям за банкой пива. "Записывайте, - весело скомандовал Артур Белозеров, - это экскурсия с Южного полюса на Северный через Оболонь - такая вот дыра во времени".
Композиция "Где ты?" оказалась родом из мира мальчишеских фантазий студентов Киевской художественной академии. "Две головы ищут в космическом городе третью, а она раскололась, - смешно тараторил Виктор Харкевич. - Вообще-то мы хотели построить дома, как на Оболони, но такую высотищу в песке не осилить". М-да, эти головы на колесиках - просто шедевр песочной механики: у одной - только нос, у другой - ухо, у третьей - рот на застежке-молнии. А пока я беседовала с авторами, компания зрителей-подростков очень колоритно выразила свой восторг: "Вот это депрессняк!"
Тут я не согласна - настоящий "депрессняк" вылепил из песка художник из Шанхая Тин Пен: из пня старого дерева вырос небоскреб - эдакая экологическая "панихида". Сам Тин застенчиво признался, что свою работу посвятил Киеву, поскольку, по его наблюдениям, в нашей столице стало меньше зеленых насаждений. А ведь он прав.
Скульптура из двух песочных рук над листом бумаги, одна из которых выводит пером незабвенные строки: "Я - памятник себе...", оказалась с сюрпризом.
- Пушкин - всего лишь наш соавтор! - в один голос выпалили Юрий Фуштейн и Иннокентий Коршунов. - Мы же в его цитату тире вписали, так как считаем, что каждый из нас - самый лучший памятник себе. Надо же, а я впопыхах главный "прикол" и не заметила.
Детские скульптуры, по единодушному признанию жюри и зрителей, настолько хороши, что могут дать фору любому взрослому конкурсу. Добавлю лишь, что некоторые работы вызывали улыбку весьма не детским юмором. Так, у большущего дракона две головы оказались мальчишечьими, а третья - барышней! Называется композиция "Такая вот любовь".
Кому же из нас не нравилось в детстве возиться в песке: лепить пасочки, строить замки, закопаться, чтобы одна голова торчала! Есть в песке что-то волшебное, коль к нему тянет и взрослых. И знаете, этот сыпучий привередливый материал всех настраивает на особую философскую волну. "Ничто так не похоже на человеческую жизнь, как струящийся меж пальцев песок", - цитировали мои собеседники народную китайскую мудрость. Припомнили и Омара Хайяма: "Быть может, песок под ногами у нас был раньше зрачками пленительных глаз..." Да и к тому, что скульптуры неизбежно разрушатся, авторы относятся философски: мол, ничто не вечно под луной, все мы пришли из песка, в него и уйдем.
К слову, за день до открытия фестиваля песочная девушка-кентавр, не дождавшись отделочных работ, обвалилась. Остался от скульптуры только холмик. Никто кентавриху не обижал. Просто песок - он и есть песок. Вот и известный афганский художник Акбар Хурасани, не обращая внимания на всеобщий праздник, продолжал шлифовать свою работу - песочную копию каменной статуи Будды, которую талибы сровняли с землей. И камень, и песок - все едино.
Кстати
Фестивали песочной скульптуры очень популярны в мире. Этой традиции более 40 лет. Во многих странах на пляжах сооружают огромные песочные города или сказочные царства. Писк моды - так называемый гуфи-стайл, мультипликационные сюжеты. Поучаствовать в таких проектах приглашают мастеров со всего света. Прогуляться по улицам песочного городка стоит для зрителей 30-50 евро. В этом жанре есть свои рекорды. Так, самым высоким признано 13-метровое изваяние. Но "высшим пилотажем" считается, если скульптура стоит не на земле, а на песочном столбе.
Анна Удовидченко, "Киевские Ведомости"