Фрейд нашел... Ступку [ Редагувати ]
Ну, очень странное впечатление от спектакля! Вначале я с большим трудом отыскала свободное кресло на балконе Театра имени Франко - столько народу собралось на предпремьерный "общественный показ" "Истерии" Терри Джонсона в Киеве.
Ближе к середине первого действия (растянувшегося, ни много ни мало, на 3 часа, а всего спектакль длится почти 5 часов!) хотелось уже только одного - бежать отсюда без оглядки и ни за что не возвращаться. Но уже на исходе второго часа действо захватило, ошеломило настолько, что я истерично вцепилась в подлокотники и, кажется, забывала дышать. Прошел антракт, и тут выяснилось, что досматривать премьеру до конца отважились меньше, чем треть зала зрителей, сиротливо примостившихся в первых рядах партера. Возвращаясь домой уже в 11 вечера, я поняла, что так плохо и безрадостно, как после просмотра "Истерии", мне не было... ну, не то чтобы никогда, а просто давненько.
А утром я поймала себя на мысли, что снова хочу на этот спектакль! Ну знаете ли.... Последняя премьера франковцев в любом случае станет "этапной" для укртеатра. Впервые в стране переведена на украинский и поставлена одна из последних пьес современного всемирно известного английского драматурга Т. Джонсона. (С недавних пор "Истерия" идет в Париже, причем поставил спектакль Дж.Малкович.) Для реализации задумки "на мировом уровне" приглашен "настоящий западный" режиссер - Григорий Гладий. (Вообще-то, он бывший киевлянин. Гладий учился режиссуре у москвича А.Васильева, считает себя последователем выдающегося экспериментатора и теоретика театра Е.Гротовского и вот уже 15 лет живет в Канаде и сотрудничает с театрами разных западных стран, а также проводит мастер-классы.) И его постоянный соавтор - известный сценограф и художник Владимир Ковальчук, работающий в России и на Западе. Наконец, чтобы получить возможность ставить нашумевшую пьесу (между прочим, не идущую ни в одном театре СНГ!), Театр им. Франко впервые в Украине покупал право на постановку...
На практике, трагифарс в двух действиях франковцев оказался странной помесью из "комедии положений", драмы абсурда, трагедии и... психодрамы. Речь в спектакле идет о последних днях больного раком Зигмунда Фрейда, эмигрировавшего из фашистской Австрии в Лондон. Комическая линия выражена в серии различных перепалок Фрейда (Б.Ступка) с другом, доктором Иегудой (Л.Заднипровский). Иегуда не только оспаривает выводы фрейдовского психоанализа, но еще и подозревает престарелого приятеля в излишнем увлечении женским полом и вообще сексом. Из классической драмы абсурда явно выросла вся пьеса в целом. Действующими ее лицами становятся сам Фрейд, навязавшаяся к нему на прием девушка Джессика, Иегуда и... Сальвадор Дали (О.Ступка). Но на сцене постоянно присутствуют многочисленные бессловесные персонажи - фантомы якобы привидевшиеся умирающему Зигмунду в бреду. Они поют, кричат и танцуют, играют в оркестрике, йог в одной набедренной повязке все время бродит туда-сюда, а в финале изображает "отца"-анимуса и трезвонит в колокольчик... Зато актриса, занятая в роли всамделишней дочери и последовательницы великого отца (Л.Кубюк), на сцену так и не выходит - просто говорит из-за кулис. Добавим к этому, что стараниями режиссера Гладия Джессика раздвоилась (одну героиню играют две противоположные, и внешне, и по темпераменту, актрисы - П.Лазова и О.Батько)... Короче говоря, сумасшедший дом на сцене - в случае "Истерии" вовсе не метафора: доктор Фрейд действительно лечил психически больных, и происходящее в спектакле является, скорее, очень своеобразным реализмом. На фоне которого, правда, даже попытка Дали закусить живым раком из аквариума кажется вполне логичным поступком.
Психодрама - лишь внешняя часть трагедии великого ученого, однажды и навсегда предавшего себя (и верящее в него человечество) ради денег и славы. Действие "Истерии" разворачивается вокруг требования некой безымянной девицы повторить психоанализ Ребекки К. якобы вылеченной психоаналитиком от суицидальной истерии 30 лет назад, а на самом деле закончившей жизнь в доме скорби. Джессика - так, как выяснится в финале, зовут героиню, - оказывается родной дочерью Ребекки. И вот на подмостках начинается... настоящий сеанс психоанализа, а точнее, разворачивается психодрама! Господи, как страшно кричит, воет, бьется в конвульсиях П.Лазова, играющая Джессику, "играющую" Ребекку! От этой картины, от услышанных пересказов Фрейду страхов и переживаний обеих женщин волосы встают дыбом. Видя, как трогательно беззащитна и счастлива "выздоровевшая" Ребекка - О.Батько, ты сразу после запредельного ужаса готов плакать. Тем более, что в следующую минуту юную несчастливицу провезут по сцене в клетке - безумную, потерявшую человеческий облик, грызущую прутья, как зверек. Исследуя случаи истерии, Фрейд понял, что проблемы с психикой у большинства людей - следствие раннего негативного сексуального опыта. Что, попросту говоря, большинство его пациенток-истеричек были, как и Ребекка, изнасилованы близкими. Вспомнив, как возникли ее фобии, молодая женщина излечилась. А затем Фрейд, испугавшийся, считает Т.Джонсон, остракизма со стороны высшего общества Империи (ведь его пациентками, а стало быть, и насильниками были только богачи), отказался от теории и сказал Ребекке, что на самом деле в мыслях о насилии виновна она сама. Что покушалась на родного отца...
Да, "Истерия" заставляет призадуматься. Но есть очень большое "но". Спектакль не просто "сырой" - такое впечатление, что для "полной готовности" ему не хватило минимум еще трех месяцев работы. Я верю, что Б.С. Ступка, играющий, скорее, старосветского помещика, чем интеллигента Австро-Венгерской империи З.Фрейда, очень скоро обязательно вживется в образ настолько, что и мысли о "заблудившемся помещике" ни у кого не возникнет. И может быть, даже у О.Б.Ступки вместо псевдорайкинского лицедействования появится настоящий кураж, без которого его Дали смотрится просто глуповатым паяцем. Но что делать с бессовестной затянутостью постановки? С явной избыточностью, безвкусицей многих деталей и "находок режиссера" вроде того же йога или фрейдовского телефонного аппарата в виде вареного рака? И все же, даже при столь очевидных минусах, что-то в этой "Истерии" есть. Пугающее, но реальное. Да и дуэт Лазова - Батько и Л.Заднепровский хороши. Сходить, что ли, осенью еще раз?