Творческий интернационализм в Марселе [ Редагувати ]
В Марселе завершился ежегодный Festival de Marseille. В последнее время он составляет все более заметную конкуренцию соседним фестивалям в Авиньоне и Экс-ан-Провансе. Одним из главных его событий стала инсталляция "Amorces Intimes" марсельских художников и хореографов Николь и Норберта Корсино.
"Умоляю вас, месье, не ездите в Марсель",- чуть ли не со слезами на глазах увещевала меня продавщица сувенирного магазина в благостном Экс-ан-Провансе. Мы разговаривали о том о сем уже минут десять, и симпатичная пожилая дама, видимо, успела проникнуться ко мне состраданием. "Это такой ужасный город, там грязно, там одни иммигранты, такая преступность,- пугала меня женщина.- Вас могут ограбить или даже убить. Мы давно туда не ездим".
Марсель на самом деле оказался городом очаровательным, приморским, вольным, чем-то напоминающим Одессу. И динамично развивающимся. Во всяком случае, городской фестиваль не теряется на фоне престижных соседних фестов в Эксе и Авиньоне. Так, афишу нынешнего года украшают имена Вима Вандекейбуса, Анны Терезы де Кеерсмакер и Анжлена Прельжокажа. Что, в свою очередь, не отменяет того факта, что лицо Марселя становится все менее французским. И свою сердобольную знакомую из Экс-ан-Прованса я вспоминал не раз. Дело в том, что на улицах города, как бы выразиться пополиткорректнее, очень много представителей некоренных для этих мест рас. И даже такой завзятый интернационалист, как ваш обозреватель, испытал приливы беспокойства.
Интернационализм творческий, конечно, гораздо безопаснее, чем бытовой. Особенно если связан с выездом в далекие страны. Для марсельских художников и режиссеров Николь и Норберта Корсино креативным шоком стало посещение Шанхая. Их видеоинсталляция называется "Amorces Intimes". В Театре бернардинцев (который располагается в бывшей одноименной церкви) они установили два больших экрана и несколько телемониторов. На них можно увидеть картины из жизни растущего китайского мегаполиса: толчею людей в одинаковых костюмах - не то биржевые торги, не то пересадка подземки в час пик, девочку, прыгающую перед сумасшедше мигающими игровыми автоматами (правда, при ближайшем рассмотрении они оказываются стиральными машинами), танцующая китаянка в ярком платье. На экранах же, отражающихся в зеркальной поверхности пола, представлен результат переработки этих впечатлений.
Там извиваются черные силуэты на белом фоне, причем этот плоский фон напоминает поверхность молочной ванны: фигуры то "затапливаются", то "всплывают", белое то позволяет телам обрести естественные контуры, то превращает их в вытянутые, геометрически неоформившиеся кляксы. В эту борьбу вторгается желтый и красный цвет женского платья, и вот уже красные иероглифы, мгновенно увеличенные, искаженные и оживленные усилиями видеокамеры, сами напоминают пляшущих человечков. Изображения на обеих плоскостях то дублируются, то кричаще возражают друг другу. И невозможно сказать, что больше напоминает эта композиция - волшебство или кошмар. Кажется, от Шанхая марсельцы испытали смесь восторга и страха. Во всяком случае, в финале оба изображения глотает чернота и слышится отчетливый хлопок, напоминающий удаленный взрыв.
Семья Корсино, получившая известность как группа n+n corsino, давно исследует человеческий танец как объект мультимедийных упражнений. Они сами изобрели себе нишу - где-то между современным танцем, видеоартом, компьютерными технологиями. В ноябре прошлого года они гостили в Москве и устроили видеолекцию под названием "Территория танца". Тогда же господа Корсино объяснили, как создаются изображения. Оказалось, на научно-технической основе. Чтобы сотворить видеоклон артиста, ко всему телу прикрепляют особые датчики. Те фиксируют возникающие во время движения импульсы, которые, в свою очередь, "переводятся" в компьютерное изображение. Полученные фигуры переносятся на киноэкран: создается что-то среднее между физической достоверностью и дизайном. Сведя свои имена к маленьким буквам, означающим неизвестность, французская пара на самом деле создала новую реальность.
Нынешней поздней осенью Французский культурный центр обещает показать в Москве в Музее архитектуры несколько инсталляций от n+n corsino. Интересно, в каждой ли из них будет такая же изящная "добавка", какая есть в "Amorces Intimes"? Там посреди зала стоит плоский, узкий аквариум с прозрачными стенками. Внутри него вроде бы плавают белые полупрозрачные рыбки. И только подойдя поближе, понимаешь, что это всего лишь перышки, "взбитые" в пустоте потоками восходящего воздуха. Техника применена гораздо более примитивная, чем при создании изображений. Но завораживает ничуть не меньше. И никакой тревоги, вроде той, что возникает у каждого, не только у меня, от столкновения с чужим миром, нет и в помине.
Роман Должанский