Польша и Казахстан рассматривают целесообразность строительства нефтепровода "Одесса-Броды-Гданьск" [ Редагувати ]
Польша и Казахстан рассматривают экономическую состоятельность проекта строительства нефтепровода "Одесса-Броды-Гданьск". Об этом сообщила пресс-служба Министерства иностранных дел Казахстана.
В сообщении отмечается, что, в частности, 27 августа министр иностранных дел Республики Казахстан Касымжомарт Токаев встретился с министром иностранных дел Республики Польша Влодзимежем Чимошевичем, сделавшим краткую остановку в аэропорту Астаны (Казахстан) на пути следования из Южной Кореи и Монголии, где он находился с официальным визитом.
Стороны обсудили вопросы двустороннего экономического сотрудничества, в частности, в области использования и транспортировки энергоресурсов, которые являются одним из важных направлений сотрудничества.
В сообщении также сказано, что министры отметили стабильный уровень двустороннего товарооборота и констатировали наличие большого потенциала для его расширения.
В июле 2004 года украинская национальная нефтетранспортная компания ОАО "Уктртранснафта" подписала договор с российско-британской компанией ТНК-ВР о трехлетнем реверсе "Одесса-Броды". ТНК-ВР пообещала ежегодно обеспечить прокачку до 9 миллионов тонн нефти. Нефть, кроме нее, должны поставлять другие российские компании. ТНК-ВР будет прокачивать 1,3-1,4 миллиона тонн. Первые поставки нефти запланированы на четвертый квартал текущего года.
Раньше Украина планировала поставлять по "Одесса-Броды" исключительно каспийскую нефть, но не смогла найти поставщиков. Правительство хочет создать на базе нефтепровода Евразийский нефтетранспортный коридор для поставок нефти из Каспия в Европу.
Для этого "Одесса-Броды" нужно продолжить до польского города Плоцк. По оценкам экспертов, строительство польского участка продлиться три года и обойдется в 300-500 миллионов евро.
"Укртранснафта" и польский оператор нефтемагистралей Pern "Przyazn" в июле 2004 года создали совместное предприятие "Сарматия", которое будет заниматься привлечением инвесторов к достройке нефтепровода и координированием всех работ по реализации проекта ЕАНТК.
В январе 2004 года правительства Украины и Польши подписали договор об интеграции систем нефтепроводов стран, что также должно было способствовать развитию ЕАНТК.
Справка. Украина завершила строительство нефтепровода "Одесса-Броды" в конце 2001 года, однако маршрут, рассчитанный на транзит 14 миллионов тонн каспийской нефти в Европу в год в обход турецких проливов, пока не использовался из-за того, что "Укртранснафта" не смогла найти поставщиков сырья.
Российские компании, заинтересованные в увеличении поставок нефти на европейские рынки, предложили Украине использовать нефтепровод в реверсном режиме - из Брод в Одессу, однако Киев сначала отказал россиянам и только недавно разрешил реверс нефтепровода в сторону терминала "Южный". 5 июля 2004 года Кабинет Министров Украины принял постановление номер 831, которое сняло определение конкретного направления использования нефтепровода. Именно это позволило рассмотреть предложения ТНК-ВР о реверсном использовании нефтепровода в направлении Броды-Одесса - морской нефтетерминал "Южный".