Проект бюджета. Куда ведут благие намерения правительства? [ Редагувати ]
23 сентября Кабинет Министров представил в Верховной Раде проект государственного бюджета на 2005 год с доходами 87,8 миллиарда гривен, расходами 92,7 миллиарда гривен и дефицитом 5 миллиардов гривен (1,3% валового внутреннего продукта).
Бюджет представил первый вице-премьер, министр финансов Николай Азаров. Сам премьер-министр отправился в четырехдневную рабочую поездку по нескольким регионам Украины - в Ривненскую, Ивано-Франковскую, Донецкую и Днепропетровскую области. Учитывая обычный насыщенный график премьера, трудно сказать, каким образом наш "железный" премьер собирается следить за продвижением проекта бюджета через горнило парламента. Отвечать на вопросы почему-то не очень верящих в благие намерения правительства парламентариев на оригинальном русско-украинском языке пришлось Николаю Яновичу. Нетрудно представить, скольких усилий требует такая работа у человека, являющегося по образованию геологом-геофизиком, который в своей жизни успел заняться очень многими вещами, но вот экономического образования, увы, не обрел. Что ж, у всех свои недостатки. Главное, чтобы работалось легко.
В общем, можно смело сравнить ход обсуждения проекта бюджета с беседой слепых с глухими. Любое рациональное зерно, исходившее от докладчиков, оппоненты пытались затоптать или перевести в плоскость политики. Уже давно испытанный прием - если ты со мной не согласен, то лишь потому, что я твой оппонент. Так было и сегодня. На протяжении всей "дискуссии" не наблюдалось логичного обмена полноценными аргументами и контраргументами. На заявления оппозиционеров об экономической необоснованности благих намерений правительства провластные политики так и не смогли представить нормальных обоснований, кроме общей полемики о своей неуемной и неразделенной оппозицией любви к народу и социальности проекта бюджета.
Посудите сами.
Как известно, Кабинет Министров принял решение о повышении минимальных пенсий со 132 до 284 гривен в месяц (адресные доплаты пенсионерам, чьи пенсии ниже прожиточного минимума для нетрудоспособных граждан (284 гривны 69 копеек). Однако, как заявил сегодня руководитель Комитета Верховной Рады по вопросам бюджета Петр Порошенко, такое решение незаконно. Оно должно приниматься соответствующим Законом, а не постановлением Кабмина. Ну что за бюрократ этот Порошенко? Не нравится ему забота Кабмина о пенсионерах! Но ситуация еще коварнее - оказывается, что Кабмин не учел дополнительных средств на выплату повышенных пенсий в бюджете Пенсионного фонда на 2004 год и не предусмотрел повышение пенсий до прожиточного минимума в бюджете на 2005 год. Вот это да! Вот это профессионализм у нашего Кабмина! Решение принимают, а как выполнять его будут, не думают. Нет слов. Вот это любовь к пенсионерам!
Но все же не будем спешить с выводами. Мы же помним, что 18 сентября господин Азаров уже высказывался на эту тему: "Первый вице-премьер-министр также подчеркнул, что средства для обеспечения этих выплат в текущем году имеются. Частично они будут профинансированы за счет сверхплановых поступлений от приватизации, а также за счет увеличения доходов Пенсионного фонда Украины". Вот он выход! Мы спасем пенсионеров за счет продажи крупнейших объектов нашей промышленности. Все гениальное просто. Непросто только будет Украине после этих "гениев". Ведь даже школьнику понятно, что однократный доход от продажи стратегически прибыльного предприятия лишает госбюджет миллиардов гривен поступлений в будущем. Но тсс! Об этом нельзя вслух! Это же запятнает человеколюбивую репутацию нашего правительства. Мол, мы все продадим олигархам проклятым, лишь бы Вас накормить, дорогие пенсионеры.
Ну, хорошо, с вредоносностью "сверхплановых доходов от приватизации" все нам ясно. А как же насчет азаровского "увеличения доходов Пенсионного фонда Украины"? А тут давайте предоставим слово господину Пинзенику. Он уверен, что в проекте бюджета-2005 не учтены необходимые суммы для увеличения пенсий. По его словам, для повышения пенсий необходимо предусмотреть 49 миллиардов гривен, в то время как расходы Пенсионного фонда предусмотрены в размере 41 миллиард гривен. О чем же это говорит нам, простым людишкам? Да о том, что для выполнения обязательств власть может очень легко запустить печатный станок - будем печатать недостающие гривны. Вот и Пинзеник согласен. Он прогнозирует, что в ближайшее время в Украине цены поднимут, что приведет к снижению реальных доходов населения. Вот незадача! Думали, что пенсионеры выиграют, а они ничегошеньки не выиграют от этого славного пенсионного реформаторства. Более того, снизятся реальные доходы и у обычного трудового населения непенсионного возраста. Обесценятся наши с Вами "копійченята". Вот картинка вырисовывается... Стратегические предприятия распроданы, инфляция сжирает наши доходы. Вот он - результат непродуманных предвыборных "социальных мер". Кто же выловит рыбку в этом мутном пруду? Угадайте с одного раза.
И тут читатель может не согласиться. Что, мол, за подход такой? То Порошенко, то Пинзеник - они же все из "Нашей Украины". Хорошо, послушаем Александра Баранивского - социалиста, сторонника "отца" Конституционной реформы. И по его мнению, проект бюджета на 2005 год является "популистским, подготовлен на выборы президента Украины". Баранивский уверен, что обещанные правительством пенсии и зарплаты без реального денежного обеспечения приведут к росту инфляции и резкому прыжку цен.
Конечно же, нужно дать слово и представителям провластного большинства. Но что-то они на экономические аргументы не богаты. Так, член фракции "Регионы Украины" Валерий Коновалюк считает, что проект госбюджета является социально направленным и станет достаточно важным шагом "в деле преодоления бедности". Чьей бедности? А член фракции СДПУ(О) Владимир Воюш отметил, что члены фракции поддержат проект бюджета, поскольку он является социально направленным. По его словам, члены фракции СДПУ(О) считают данный проект бюджета "лучшим за время существования независимой Украины". Лучшим для кого?
А есть ли еще аргументы у противников "социального" проекта? Есть!
Бюджетный комитет Верховной Рады Украины:
- Несмотря на благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру и темпы развития экономики Украины, правительство занизило прогнозные показатели роста внутреннего валового продукта, что может означать потерю или сокрытие в доходной части бюджета суммы, превышающей 8 миллиардов гривен;
- более 10 статей проекта госбюджета-2005 вступают в противоречия с Бюджетным кодексом;
- правительство не учло или учло частично половину поручений и предложений Верховной Рады по бюджету-2005 года, в частности, предложение, касающееся введения единой тарифной сетки в 2005 году, также не соблюдена норма в отношении обеспечения предельного числа государственных служащих и постепенного их сокращения (в 2004 году население Украины сократилось более чем на 400 тысяч человек, в то время как количество чиновников увеличилось на 13 тысяч).
Между тем, бюджетный комитет на своем заседании рекомендовал Верховной Раде принять проект бюджета на 2005 год к рассмотрению. При этом глава бюджетного комитета отметил, что лучший законопроект о госбюджете на следующий год "это правительство не подаст".
В результате парламент сегодня же отказался отклонить проект государственного бюджета на 2005 год и, таким образом, принял его к рассмотрению. После чего представители разных фракций прокомментировали свое решение.
Выступая с парламентской трибуны, народный депутат, член фракции БЮТ Александр Турчинов обратил внимание на то, что правительство говорит об основном своем достижении в проекте бюджета - его увеличении. Он отметил, что, по сравнению с 2004 годом бюджет увеличился на 33,7%, но, общий фонд увеличился всего на 27%, в то время как специальный фонд - на 57%. По его мнению, это означает, что правительство продолжает политику превращения министерств и ведомств в хозяйственные структуры. "Если и дальше будет продолжаться такая тенденция, наше правительство скоро превратится в акционерное общество закрытого типа, которое будет принадлежать трем ведущим украинским кланам".
Он также сказал, что все увеличение доходной части бюджета будет происходить за счет инфляции, поскольку реальные механизмы и источники его наполнения в проекте не определены.
Член фракции КПУ Петр Цибенко заявил, что коммунисты не будут голосовать за бюджет. По его словам, учитывая то, как кандидат на пост президента Украины Виктор Янукович использует бюджет (как собственный предвыборный фонд), бюджет не "нужно принимать вообще, чтобы не мешать правительству использовать бюджет как карманные деньги". Петр Цибенко отметил, что значительно больший бюджет не означает, что он является значительно лучше. Он также обратил внимание на то, что в проекте не предусмотрены средства на повышение пенсий до 284 гривен. При этом он напомнил, что перед парламентскими выборами 1998 года Павел Лазаренко, будучи на посту премьера, также поднимал пенсии, "но они растаяли, как только завершились выборы". Петр Цибенко не исключил, что так произойдет и в этот раз.
Лидер фракции НАПУ Михаил Гладий выразил мнение фракции, что проект необходимо принять к рассмотрению парламентом и существенно его доработать. В частности, он напомнил, что, в соответствии с Бюджетной резолюцией, на финансирование агропромышленного комплекса нужно было направить 10% ВВП, но правительство в своем проекте предусмотрело значительно меньше.
Представитель фракции "Единая Украина" Сергей Демихин заявил с парламентской трибуны, что фракции импонирует проект бюджета не только из-за симпатии к правительству, но и из-за предложенных показателей в нем.
С подобной позицией выступил и представитель группы "Союз" Василий Надрага.
Представитель фракции "Трудовая Украина" Николай Нощенко подчеркнул, что фракция высказывается за необходимость принятия бюджета в предусмотренные Бюджетным кодексом сроки. Говоря о позитивных сторонах бюджета, он обратил внимание на необходимость некоторых уточнений проекта, в частности, относительно необходимости предусмотреть деньги на выплату задолженностей в АПК на предприятиях, которые ликвидированы.
Бюджетиада продолжается.