Недоговорки Буша, которые мешают ему жить [ Редагувати ]
Основные претензии к честности Джорджа Буша связаны с его поведением во время ряда ключевых событий в современной истории США.
11 сентября 2001 года
Многими противниками Буша критикуется то, как он вел себя непосредственно после террористических атак 11 сентября 2001 года. Лишь на четвертый день после трагедии в официальном заявлении Белого Дома был назван главный враг и организация, обвиняемая в преступлении, хотя СМИ с самого начала подозревали Бен Ладена и "Аль-Каиду". Что же касается Джорджа Буша, то он в многочисленных коротких выступлениях на все лады склонял "людей, которые ненавидят свободу. "Между тем, существуют многочисленные свидетельства того, что задолго до атак спецслужбам было известно, что теракты готовятся, как были известны и некоторые организаторы. Еще в 1995 году на Филиппинах был арестован террорист, который сообщил, что в США в летных школах проходят обучение террористы и что планируется нанесение удара с воздуха по штаб-квартире ЦРУ и другим федеральным зданиям. В 1998 году экспертами по терроризму был предоставлен Федеральной Авиационной Администрации отчет о возможных сценариях террористических атак, где указывалось, что возможны атаки с воздуха по атомным электростанциям, федеральным зданиям, в том числе назывался и Пентагон, а также по Международному Торговому Центру.
Эти данные были известны ЦРУ, было известно и то, что организатором возможных террористических атак являются Бен Ладен и "Аль-Каида". Дело лишь в том, что этой информации не уделялось должного внимания со стороны служб безопасности. Этим объясняется первоначальная попытка Белого Дома представить события 11 сентября, как полную неожиданность. Вопреки своему заявлению - "мы должны прояснить каждую деталь и извлечь все уроки из событий 11 сентября", президент Джордж Буш долго противодействовал созданию Национальной комиссии о террористических атаках на Соединенные Штаты.
Афганистан
Последующие после 11 сентября действия администрации Джорджа Буша, в частности, удар по базам "Аль Каеды" в Афганистане и против Талибана, оправданы преступлениями, совершенными террористами. Однако и здесь Дэвид Корн находит свойственный Бушу стиль представить американской публике реальность в выгодном для него свете. Так, первый удар по целям в Афганистане, осуществленный американцами, был достаточно значительным по количеству участвовавших в нем сил и, как оценивают эксперты, сомнительным с точки зрения достигнутых результатов. Представители администрации старались не уточнять, что пропагандистки звучный военный удар имел лишь 31 наземную цель, и Пентагон при этом отказывался уточнять, какое количество из них было реально поражено. Прослеживается и последующее за первым ударом по Афганистану несоответствие официальных заявлений Буша тому, что в действительности происходило там. Вопреки заявлению, что "наши обязательства перед народом Афганистана не закончились", США отказались от увеличения численности своих войск в Афганистане для поддержания порядка. В 2002 году войска миротворческих сил ООН из 18 стран фактически патрулировали лишь Кабул и пригороды. Остальная часть страны была отдана под контроль полевых командиров.
Из комментариев по поводу последних словесных оплошностей, ошибок и оговорок, которые были допущены президентом Бушем в ходе дебатов между кандидатами в президенты, много такого, что имеет очевидной целью представить деятельность администрации в более выгодном свете. Буш назвал "феноменальной статистикой" те 10 миллионов человек, которые были зарегистрированы для участия в президентских выборах в Афганистане. Однако по утверждению правозащитной организации Human Rights Watch эти данные явно завышены, поскольку имели место многоразовые регистрации одних и тех же избирателей. Помимо того, международные организации указывают на атмосферу репрессий и страха, которая существует во многих регионах страны, а также другие факты, которые ставят эти выборы под сомнение.
Ирак
Джордж Буш утверждал, что Саддам Хуссейн обладал оружием массового уничтожения. Однако до начала военных действий, комиссия ООН, работавшая в Ираке, не смогла обнаружить ядерных, химических и биологических арсеналов Саддама. Многие эксперты подвергали сомнению утверждения Буша, что Ирак в условиях международных санкций и инспекций способен возобновить свои военные программы.
Утверждение Джорджа Буша, что США активно вкладывают деньги в восстановление Ирака и Афганистана, входило в острое противоречие с реальностью. По свидетельству заместителя государственного секретаря Ричарда Армитажа, из 18 миллиардов долларов, которые были выделены для этих нужд в декабре 2003 года, было израсходовано лишь 1,2 миллиарда. Эта проблема является особенно острой, поскольку она свидетельствует о реальных трудностях в налаживании мирной жизни в этих странах.
Несколько раз президент Буш утверждал, что 75% лидеров "Аль-Каиды "предстали перед законом". Однако речь идет о 75% убитых и арестованных террористов, которые были лидерами террористической организации на 11 сентября 2001 года, но не о тех, кто возглавляет организацию на сегодняшний день. По утверждению Международного Института Стратегических Исследований (International Institute for Strategic Studies), расположенного в Лондоне, оккупация Ирака помогла "Аль-Каиде" привлечь в свои ряды больше членов. По консервативным оценкам, 18 тысяч человек в 60 странах мира являются силой, на которую "Аль-Каида" может полагаться в случае проведения активных действий.
Также президент Буш по-прежнему утверждает, что существует связь между войной в Ираке и событиями 11 сентября. Однако, согласно заключению многих специальных комиссий, доказательств тому, что Аль-Каида и Ирак сотрудничали в подготовке атак против США, не было обнаружено.
В противоречии с утверждением о том, что трудности, с которыми сталкиваются США в Ираке - продукт активности иностранных террористов, находится свидетельство американских военных, воющих в Ираке, что абсолютное большинство повстанцев - местные.
Джордж Буш утверждает, что он пробовал решить проблему с Ираком дипломатическим путем и только после неудачи этих попыток прибегнул к войне. По оценкам лиц внутри американского и других правительств, решение об интервенции было принято еще до того, как вопрос был поставлен в ООН осенью 2002 года. На это решение никак не повлияло заключение инспекторов ООН, о том, что оружие массового уничтожения в Ираке не обнаружено.
Утверждение Джорджа Буша, что появление свободного Ирака будет способствовать укреплению безопасности Израиля, также не вполне соответствует действительности. Реальность такова, что арабское большинство в Ираке - и сунниты, и шииты - испытывают враждебность к Израилю. И на сегодняшний день нет свидетельств того, что новое иракское правительство, которое по замыслу будет более адекватно отражать мнение народа, окажется дружественным по отношению к Израилю.
Утверждение Буша, что нынешняя коалиция в Ираке из 30 стран сильна, не выглядит убедительно, поскольку в этой коалиции нет ни одной арабской страны. Для сравнения, в войне с Ираком 1991 года арабские вооруженные силы принимали активное участие. Ныне 90% войск, воюющих в Ираке, принадлежат 2 из 30 стран коалиции - США и Великобритании. После взятия Багдада, коалицию покинули 7 стран.
Налоговая политика и другое
Во время президентской кампании 2000 года обещая резкое снижение налогов Буш постоянно обращался к своему опыту в этой сфере - он вспоминал о "двух больших снижениях налогов" в его бытность губернатора Техаса. "У нас (у техасцев) до сих пор нет подоходного налога на индивида", - резюмировал свою деятельность в качестве губернатора кандидат в президенты Буш. Однако еще до того, как Буш стал губернатором Техаса, законодательное собрание штата приняло поправку о том, что введение подоходного налога на индивида возможно лишь в случае, если такое решение будет принято на референдуме. Необходимо заметить, что большинство в парламенте тогда принадлежало демократам - политическим противникам будущего президента. Что же касается обещанной политики снижения федеральных налогов, то она действительно осуществлялась в невиданных до этого масштабах. Однако объявленные и реальные цели налоговой политики президента Джорджа Буша расходились значительно. Так, главным официальным мотивом этой политики заявлялась помощь среднему классу, который представляет абсолютное большинство американского общества. Однако, как в частности показывали расчеты организации Граждане за Налоговую Справедливость (Citizens for Tax Justice), политика снижения налогов в 2002 году давала невиданные преимущества самым богатым - 1% самых богатых американцев получили 55,3% от общей суммы средств, которые должны были поступить в бюджет.
В ходе той же кампании Джордж Буш представлял себя борцом против бюрократии - за время его правления средства, идущие на содержание центрального правительства штата, по его утверждению, снизились до самого низкого за последние 40 лет уровня. Однако, за время пребывания Буша на губернаторском посту эти расходы увеличились на 34%, что превышало рост затрат на содержание федерального правительства - за тот же период они увеличились на 21%.
Подобные же незначительные ошибки допускал Джордж Буш, например, утверждая, что за время его губернаторства воздух в Техасе стал чище, поскольку значительно снизились выбросы в атмосферу промышленных газов. Однако по данным Агентства Защиты Окружающей Среды (Environment Protection Agency), выбросы в атмосферу не уменьшились, а увеличились на 10%.
Одно из принципиальных заявлений Буша о том, что он "всегда был против абортов" было поставлено под сомнение давним интервью 1978 года, где будущий президент говорил, что это вопрос, который должны решать женщина и ее доктор.
Так, стараясь представить себя в качестве политика, активно противодействующего распространению ядерного оружия и материалов, Буш заявляет, что средства, идущие на эти нужды, были увеличены им на 35%. Однако в предложенном им бюджете эти средства урезались на 13%, а увеличение бюджета - дело рук законодателей Конгресса.
И немножко правды...
По утверждению Буша, за время его губернаторства число техасцев, не имеющих медицинской страховки, снизилось, в то время как по всей стране возросло. Это заявление верно, с тем лишь уточнением, что если в 1998 году по всей стране 15,5% населения не имело медицинской страховки, среди техасцев эта доля была 24,5%, и Техас по этому показателю занимал последнее место в США. Спустя год, в 1999 году, Техас перебрался на предпоследнее место - процент людей, не имеющих страховки, снизился - 23,3%, в то время как по всей Америке процент возрос - 16,3%.