Юрий Минзянов: "Они не хотят смотреть кино о красивой успешной Украине" [ Редагувати ]
Фильму "Торгаши" (Film.ua), премьера которого в выходные состоится на "Интере", отказали в эфире уже четыре московские телеканала. Сейчас над предложением показать украинский мини-сериал (4 серии) думают телеканалы НТВ, СТС и Ren-TV, которые в телевизионных кругах называют самыми демократичными. Российский эфир для украинского производителя - не просто основной источник доходов, но и единственный испытанный, проверенный и прижившийся в Украине способ превращать имиджевые проекты в коммерческие, а попросту говоря - не только производить телепродукт, но и зарабатывать на нем. Фильм "Торгаши", по словам продюсера кинокомпании Film.ua Юрия Минзянова, снят на кредитные деньги по заказу телеканала "Интер", поэтому сейчас вопрос о возвращении кредита перед компанией стоит достаточно остро:
- Самое смешное, что в течение какого-то времени мы выслушивали от служб кинопоказов московских телеканалов комплименты по поводу нашего фильма. Представьте себе ситуацию: в 8.00 с телеканала позвонили нашим дистрибьюторам и попросили картину, а в 12.00 уже перезвонил редактор и рассказал, какая замечательная лента и, мол, осталось только показать ее топ-менеджменту. А на высшем уровне - отказ. Такая ситуация повторилась на трех крупных каналах. И непонятно почему. Ведь обычно картину берут по каким параметрам? Увлекательная история и звезды. У нас в картине работают очень известные актеры: Даниил Страхов, Ивар Калныньш, Любовь Толкалина, Инна Гомес, а история просто замечательная, в жанре комедийной мелодрамы. То есть по всем параметрам картину можно показывать в прайме и у нее будут прекрасные рейтинги, потому что зритель соскучился по таким фильмам - он светлый, позитивный, таких фильмов на сериальном рынке сейчас просто нет.
- Что же отпугнуло москвичей?
- Я считаю, что им не понравилось то, что это фильм о красивой успешной Украине, о том, какие замечательные люди здесь живут. Сюжет такой: два математика, которые оказались после закрытия своего НИИ без работы, начинают бизнес-путь от маленького киоска на базаре и становятся успешными предпринимателями.
- И Украина обозначена в кадре?
- Да, конечно. Мы никогда в наших картинах не скрываем того, что действие происходит в Украине, как это часто делают наши коллеги с других украинских студий (у них это условие московского заказчика, а у нас таких жестких условий нет - мы снимаем по заказу телеканала "Интер"). У нас в картинах украинские деньги, украинские номера машин, украинская милицейская форма. Да, актеры у нас снимаются российские, но, поймите, это требование рынка.
- Отказ от картины как-то, может быть, связан с нашей революцией?
- Усмотреть намеки на экспорт революции в нашей ленте трудно: не принимать же всерьез то, что будку, в которой торгуют герои, красят в оранжевый цвет... Думаю, дело в другом: мы снимали картину в июне-июле месяце, поэтому в фильме у нас все время лето, тепло, благодать, великолепные пейзажи, зелень, цветы, церквушки... Зритель смотрит и думает: какая красивая страна, какие удивительные люди, какие милые истории с ними происходят... То есть, общая интонация фильма - красивое кино о красивой успешной Украине. Но добило, я думаю, их даже не это, а последняя фраза фильма: герою Даниила Страхова сообщают, что у него в Америке родился сын, и говорят, мол, твой сын может стать президентом США, а наш герой отвечает: "Нет. Он будет президентом этой страны".
- Какова официальная причина отказа?
- Официально никто ни о чем не говорит. Но я знаю, что на одном канале заявили, мол, фильм слишком молодежный, а их аудитория - люди постарше. Хотя наша картина никак на "Американский пирог" не похожа. Была еще одна реакция - мол, у нас с вами разные ментальности, у нас уже и бизнес так давно не ведется, и вообще, мы разные страны. Но самое смешное даже не это, а то, что наш телепродукт - кинокомпании Film.ua - является лидером на телевизионном рынке России. Наш "блокбастер" - как я называю сериал "Исцеление любовью" - занимает самую верхнюю строчку российской топ-десятки. 42% россиян смотрят наш сериал (по Москве доля меньше - 16%), моя сестра из Казани говорит, что улицы в городе пустеют, когда начинается "Исцеление". И ни у кого не возникает вопросов, что действие происходит в Украине, что в кадре мелькают наш флаг, наши деньги, милицейская форма, одесские номера машин. "Исцеление" - это очень удачный бизнес-проект, впервые в Украине снимается такой масштабный сериал - 105 серий.
- А "Настя"?
- Как известно, "Настю" производили не у нас в стране. А технологически - да, эти проекты, безусловно, схожи, разве что технологию "Бедной Насти" заимствовали у американцев, а мы ближе к латиноамериканским аналогам. Но мы внесли в технологию свои коррективы. Как известно, по всем стандартам в долгоиграющих сериалах не должны сниматься звезды, а в нашем кино играют Валентина Талызина, Эммануил Виторган, Амалия Гольданская, Борис Невзоров. Сейчас на "Исцеление любовью" у нас очередь: Казахстан уже купил, белорусы хотят купить, а недавно нас просто сразили сообщением о том, что нашим сериалом заинтересовалась Индия. И при всем при этом - прямо противоположная ситуация с "Торгашами".
- А каково ваше мнение - почему?
- Думаю, они просто перестраховались. По-моему, Россия сегодня не готова показать этот фильм - ни морально, ни политически...
- А каковы перспективы внутреннего рынка?
- Показ по "Интеру" не отбивает бюджет, поэтому финансовые надежды, в основном, связаны с рынком российским.
- А не подталкивает ли этот прецедент к тому, чтобы расширять рынок дистрибуции в сторону Европы?
- Мы постоянно заявляем свою продукцию на международных телеярмарках. В этом году один из крупных мировых дистрибьюторов заинтересовался нашим фильмом "Игры взрослых девочек", и в апреле на Каннском телерынке мы готовимся к подписанию контракта. Там же будем представлять и наш проект "Исцеление любовью". Конечно, рассчитываем, что на волне интереса к Украине и "Торгаши" тоже могли бы заинтересовать западного зрителя. Но западный рынок - это пока только перспективы, да и то достаточно туманные, а российский рынок - реальные деньги. Вы знаете, я уверен, что мы сняли замечательную картину, и, если не сейчас, то через год она непременно появится и на российских экранах. Однако нынешняя ситуация для меня - это такой тревожный звоночек.
Беседовала Леся Ганжа, "Телекритика"