Корабли из Европы нарушают запрет на вход в порты Крыма [ Редагувати ]
Минимум 170 раз иностранные суда - нарушили запрет о пересечении границы оккупированной территории и заходили в порты Крыма. Как наказали нарушителей и почему самопровозглашенные власти полуострова так уверенно анонсируют круизный сезон? Кто рискнет плавать в аннексированный Крым? Подробнее Ирина Исаченко.
Немецкие туристы на набережной Ялты - самый яркий пример нарушений санкций, границ Украины, да еще и гражданами Евросоюза. Это было спустя 2 месяца после закрытия Украиной морских портов Крыма для международного судоходства. Об океанском лайнере под флагом Греции в порту Ялты узнал весь мир - самопровозглашенные власти Крыма сами не удержались и похвастались - мол, блокада прорвана! Вот, что тогда сказала так называемый министр курортов полуострова.
"Я думаю, это демарш! Они вернутся, они расскажут своим семьям, своим друзьям, наверное сформируют этот следующий поток", - считает Елена Юрченко, министр курортов самопровозглашенного правительства Республики Крым.
А сами жители Ялты не поленились и сняли, видео как "Оушен Маджестик" Ocean Majesty пришвартовался в порту.
"Здесь вот буквально за спиной, стоит Ocean Majesty, он ушел из Ялты к вечеру, наверное часов 6 пробыл", - говорит Cергей, житель Ялты.
Но немцы, как мечтали местные чиновники, - не вернутся. После скандала немецкая туркомпания изменила маршруты круизов, и в этом году в Крым Маджестик больше не зайдет Зато тайно и без шумихи в акваторию оккупированного полуострова заходят другие иностранные грузовые и рыболовецкие суда. Вот свежий пример - 24 марта в порту Керчи заметили танкер-газовоз под итальянским флагом.
И подобных нарушений - за 9 месяцев свыше полутора сотен. Вот как реагируют в МИДе Украины.
"Было соответствующее реагирование в виде нот протеста в страну флага этого судна. Но главное реагирования от правоохранительных органов должно быть", - говорит Евгений Перебийнис, глава Департамента информационной политики МИД Украины.
Но силовики и пограничники особой активности не проявляют - суда-нарушители погранрежима после Крыма беспрепятственно заходили в порты Одесской и Запорожской областей. Арестован только один единственній корабль. Сухогруз "Кантон", под флагом островного государства Тувалу на днях задержали в Херсоне.
В Майдане иностранных дел - это общественная организация - составляют Черные списки всех нарушителей - отслеживают, конечно, и эту историю. Активисты говорят - сотрудникам Укрморречинспекции пришлось пойти на хитрость - сначала задержали судно за формальные технические нарушения.
"Не работает двигатель на спасательной шлюпке. Рында не той системы, которая принята в Украине. Пока шло разбирательство, генеральная прокуратура смогла собрать достаточную доказательную базу", - говорит Юрий Смелянский, эксперт организации "Майдан иностранных дел".
И тут выяснилось - под руководством этого же капитана в октябре Кантон заходил в Севастополь. Теперь ему грозит срок от 3 до 5 лет, а сам сухогруз могут конфисковать. Это было бы уроком для всех, кто игнорирует санкции.
Тем более сейчас, когда самопровозглашенные власти Крыма проанонсировали открытие круизного сезона - пообещали туры в Стамбул на турецком лайнере Ариадна. Это судно и год назад свободно курсировало между полуостровом и Турцией. Сами крымчане уверены - за нарушение блокады никого из иностранцев не накажут.
"Конечно поедут и очень даже поедут. - А санкции? - Ну, насчет санкций я не знаю, как они будут решать этот вопрос", - уверены в Крыму.
Эксперты Майдана иностранных дел считают - риск что "поедут" действительно есть. Сейчас по законам Украины наказать можно лишь капитана - и то, если попадется. А надо бы - компании судовладельца и хозяина грузов. При этом можно было бы задействовать Интерпол, и арестовывать корабли в любом порту мира. Тогда и страховщики откажутся иметь дело с нарушителями. Общественники говорят - еще летом подавали такие предложения в Кабмин, но реакции пока... никакой.